Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    березня 2024    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

У вигляді списку

Жовтень 2023 (2)
Квітня 2020 (2)
Березень 2020 (3)
Грудень 2019 (2)
Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній

Автор: mitropolit от 15-03-2012, 15:53
18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній. Ми пропонуємо своїм читачам веб-сайту історичні дані та значення святого Хреста в житті православної людини. Для цього ми розміщуємо матеріали російською та українською мовами про святий Хрест та проповіді.
Дві проповіді Святійшого Патріарха Київського Філарета, проповіді Святійшого Патрарха Московського Кирила, Блаженнійшого Митрополита Київського Володимира, Митрополита Антонія Сурозького, святителя Луки Кримського (Войно – Ясинецького), святого праведного Іоанна Кронштадтського та архімандрита Іоанна Крест`янкіна (Псково – Печерський монастир), а також два відеофільми.


___________________________________________________________________________________________________________

О КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Православная Церковь свято чтит Животворящий Крест Господень, ибо с него возсияла любовь Божия к людям. Поэтому многие праздники посвящены ему. И в эти дни Великого поста, когда мы вспоминаем о страданиях и смерти Иисуса Христа, он вновь предлагается для благоговейного поклонения и лобзания. Потому и называется неделя Крестопоклонной.
Во времена земной жизни Спасителя казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Так наказывали самых отъявленных злодеев. Мучения распятого на кресте человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела, он испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

И если такими были страдания человека, совершившего преступление, то какими же были те муки, которые испытал Сын Божий.?!

Сам будучи безгрешным, Он распростер Божественные руки Свои и дал пригвоздить Себя. Не за Себя страдал Господь, а по Своей воле взошел Он на крест для нас: дабы крестною смертью Своей искупить грехи всего человеческого рода и даровать ему надежду наследования жизни вечной и блаженной.

Велик и необъятен сей Крест Христов!

Он широк, как мир, так как Спаситель умер за весь мир, за каждого из нас. Он длинен настолько, что продлится во все века, пока останется на земле один грешник, которого можно спасти, пока не исчезнет все то, что противно Господу. Он также высок, как высочайшее небо, потому что когда Христос был распят на кресте, Небо сошло на землю, земля же вознеслась до Неба. О глубине же Креста Христова нам, людям, можно лишь предполагать. Но если Крест высотой своей доходит до небес, то глубиной своей он нисходит до ада, до глубочайшего грешника.
Таким образом, через Крест создано наше спасение, потому и мы должны достигать его путем крестным - путем христианских подвигов, молитвы и труда. Сам Господь велел нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16, 24)

Что значит отречься от себя?

Под словами этими подразумевается то, что человек должен не иметь ничего своего и ничто не делать по своему, а подобает ему предать всего себя воле Божией.

Что значит взять крест свой?

Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой. Крест - даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он дает каждому по силам его - сколько кто сможет снести.

Что значит последовать Христу?

Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своем все противное Богу...
В эти дни Святой Четыредесятницы мы ищем свой путь ко спасению. Но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути - Крест Христов. Так придя в храм, с верою припади ко Святому Кресту. И по вере твоей явит он силу животворящую. Ибо с того времени, когда Пречистою Кровию Своей Господь освятил позорное древо Креста, Крест Христов получил такую силу, что стал «возстанием мертвых, путеводителем слепых, надеждою потерявших надежду, путем заблудившихся, мстителем за обижаемых, посохом хромых, утешением бедных, низложением горделивых, покаянием распутных, трофеем против демонов, победой над диаволом, учителем детей, кормчим плавающих, гаванью обуреваемых, стеною для тех, на кого нападают неприятели, отцом сирот, заступником вдов, судией неправедных, столпом праведных, успокоением страдающих, стражем детей, главою мужей, концом старцев, светом сидящих во тьме, великолепием царей, свободою рабов, мудростию необразованных, законом беззаконных, похвалою мучеников, подвижничеством монахов, целомудрием дев, радостию священников, основанием церкви, безопасностию вселенной, погибелью нечестивых, силою безсильных, врачом болящих, укреплением разслабленных, хлебом алчущих, источником жаждущих, надеждою христиан, символом нашего спасения». Напоенный же этой силой, продолжи смиренно нести крест свой и распинать на нем греховную плоть свою. И с креста твоего благодари Господа за драгоценную участь подражать Христу страданиями твоими. Ибо только так и можно спастись...


Молитва ко Святому Кресту.
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.


________________________________________________________________________________________________________

О выносе на Всенощном бдении святого Креста Господня для поклонения.

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника.



____________________________________________________________________________________________________________

Проповідь №1 Патріарха Київського Філарета про те, чому і як треба шанувати Хрест Господній


В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!
Дорогі браття і сестри!

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Ми вшановуємо Чесний і Животворчий Хрест Господній і поклоняємося йому. Найкраще про значення Хреста Христового сказав апостол Павло. Він назвав його знаменням, тобто прапором християнства. Але Хрест Христів, на думку апостола Павла, є не тільки величним прапором християнства, який нічим не повинен бути затьмарений. Він є тим знаряддям, яким випробовуються і ті, що прагнуть загибелі, і ті, що йдуть до спасіння. Він є тим полем битви, на якому стикаються і виявляють свою вартість мудрість язичників, книжництво юдеїв та премудрість Божа.
Як же через хрест виявляють себе людська мудрість і премудрість Божа? Апостол Павло з’ясовує це на прикладі коринфських християн. “Погляньте, браття, – каже він, – хто ви, покликані: небагато серед вас мудрих за плоттю, небагато сильних, небагато благородних; але Бог обрав немудре світу, щоб посоромити мудрих, і немічне світу обрав Бог, щоб посоромити сильне; і незнатне світу, і принижене, і нічого не значуще обрав Бог, щоб скасувати значуще, – щоб ніяка плоть не хвалилася перед Богом” (1 Кор. 1, 26-29).
Юдеї і язичники довгий час вважали християн найнікчемнішими членами суспільства, яким не варто було і жити на світі. Віра Христова довгий час була вірою рабів і знедолених людей. Але ці злидарі і холопи швидко посоромили тих, що вважали себе мудрими, багатими і благородними; нікчемні перемогли могутніх, як колись маленький Давид – великого Голіафа, зухвала плоть зніяковіла перед Богом. І все це сталося через відмінності у ставленні язичників та юдеїв – з одного боку, і християн – з другого боку, до Хреста Христового, до Його страждань. У цій нерівній боротьбі переміг Хрест Христів.
Чим був хрест в очах людей? Це було знаряддя найбільш жахливої і ганебної смертної кари. На хресті розпинали найбільших злочинців, і то – тільки з рабів і людей низького суспільного стану. Людська жорстокість придумала таке знаряддя покарання, яке завдавало людині найтяжчих фізичних мук і моральних страждань. Розіп’ятий на хресті повільно вмирав, виставлений на всенародний глум. Про таке жахливе знаряддя смерті люди боялися навіть думати, а не те що говорити. Тому проповідь про хрест, як про прапор спасіння, вважалася безумством і божевіллям.
Але саме це жахливе знаряддя смерті Бог обрав для спасіння світу і як вияв Своєї могутності. Саме на хресті Господь наш Ісус Христос, Син Божий, Своїми стражданнями і смертю знищив рукопис наших гріхів (Кол. 2, 14), примирив земне з небесним (Кол. 1, 20), переміг владу диявола (Кол. 2, 15) і подолав саму смерть (Рим. 6, 4). Тому для тих, хто не вірить у Христа і прямує до загибелі, проповідь про хрест як знаряддя спасіння – дурниця і божевілля; а для християн хрест – це виявлення могутності Божої і перемога над усім тим, що є перешкодою на шляху до спасіння.
Історія свідчить про те, що перед Різдвом Христовим людство перебувало у великому моральному занепаді. Люди мудрували, шукаючи виходу із цього ганебного стану. Стародавні грецькі філософи придумували різні теорії людського щастя і викладали їх прилюдно на вулицях і майданах. А юдейські законники і книжники вбачали щастя свого народу у пришесті месії, який визволить євреїв від римського рабства і підкорить їм весь світ.
І сталося дивне чудо. Всі, хто прагнув спасіння від морального занепаду суспільства і шукав правдивого щастя, відвернулися від грецьких мудреців та юдейських вчителів і всю свою увагу звернули на Хрест Господній, з ним з’єднали своє життя і в ньому знайшли щастя. І з часом цих людей, що спасалися Хрестом Господнім, ставало все більше і більше, а філософи грецькі і вчителі юдейські залишилися посоромленими. “Де ж тепер мудрець язичницький, де книжник юдейський?” – виголошує апостол Павло. Хіба не обернув Бог людську мудрість на безглуздя?
Апостол Павло вказує і причину того, чому Бог посоромив людську мудрість. Причина полягає в тому, що люди своєю мудрістю не пізнали Бога в Його премудрості. А Божа премудрість розлита у природі, у всіх творіннях, у Його словах. Люди принизили уявлення Бога. Вони “славу нетлінного Бога змінили на подобу образу тлінної людини, і птахів, і чотириногих, і гадів” (Рим. 1, 23).
Результатом поклоніння тварі замість Творця стало аморальне життя людства.
Коли розум людський привів світ до загибелі, Бог з любові до людей обрав Свій засіб спасіння. Він підняв на Голгофі хрест з розіп’ятим на ньому Своїм Сином і послав апостолів, щоб вони закликали народи вірувати у розіп’ятого Христа. На місце розуму Бог поставив віру.
Через проповідь апостолів Бог привів до спасіння безліч людей, які повірили в те, що багатьом здавалось абсурдом, а віруючим – Божою силою і Божою премудрістю, яка зробила людей новим творінням. Люди стали провадити праведний спосіб життя і цим перетворили весь світ.
Браття і сестри! Голгофський хрест поставлений на всі віки і для всіх людей. Після смерті Христа він триста років лежав закопаним, але у серцях віруючих він стояв високо. За розіп’ятим Христом пішли безліч мучеників у всіх країнах світу. Християни тих віків не тільки не цуралися хреста, а й ставилися до нього з великою пошаною, як до прапора християнства. Про це свідчить і хресне знамення, яке робили християни і на собі, на місцях богослужінь і на гробах померлих.
Сьогодні не всі християни шанують Хрест Господній. Хоч вони і називають себе спасенними, але не бачать у хресті ознак Божої сили і Божої премудрості, а, як язичники та юдеї, жахаються хреста і дивляться на нього як на знаряддя смерті.
Інші так звані віруючі чіпляють хрест аби де і тим принижують Хрест Господній. Його можна зображати тільки на святих місцях, тобто у храмах, у домах і приміщеннях, де він шанується як святиня. Кожен християнин повинен носити на грудях хрест, як символ нашого спасіння. Хрест можна зображати на Святому Письмі, на інших духовних книгах, які шануються. Не можна вміщувати хрест у тих виданнях, які потім топчуться і вживаються на різні побутові потреби.
Браття і сестри! Шануймо Хрест Господній не тільки зовнішньо. Хрест є дійсно прапором християнства. Тому кожній віруючій людині треба високо підносити у своєму серці цю ознаку Божої сили і Божої премудрості. Ти ж, Христе Боже, силою Чесного Хреста Твого, помилуй і спаси нас.
Амінь!


________________________________________________________________________________________________________

Проповідь №2 Патріарха Філарета в неділю 3-тю, Хрестопоклонну.
В житті кожен повинен нести свій хрест

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!
Дорогі браття і сестри!

Третя неділя Великого посту називається Хрестопоклонною – від поклоніння Хресту і розіп’ятому на ньому Господу слави. В цей день Церква поклала читати Євангеліє про несення кожним із нас власного хреста, тобто страждань і скорбот, які трапляються на нашому життєвому шляху і пов’язані з вірою Христовою. “Хто хоче йти за Мною, нехай зречеться себе, і візьме хрест свій, і за Мною йде”, – сказав Господь. “Бо хто хоче душу свою спасти, той погубить її; а хто погубить душу свою заради Мене і Євангелія, той спасе її. Бо яка користь людині, коли вона придбає ввесь світ, а душу свою занапастить? Або що дасть людина взамін за душу свою? Бо якщо хтось посоромиться Мене і Моїх слів у роді цьому перелюбному і грішному, того посоромиться і Син Людський, коли прийде у славі Отця свого з ангелами святими” (Мк. 8, 34-38).
Господь Ісус Христос повеліває нам зректися себе. Що це означає? Це значить, що нам треба зректися своєї злої волі, а також сатани, що діє в нас, і усіх діл його, і усього служіння його, і усієї гордині його, – і взяти хрест свій. Не треба брати чужого хреста, який може бути нам не під силу. Іноді люди беруть на себе подвиги, які не можуть нести. Це стосується насамперед тих, хто дає Богу обітниці чернечого життя і не виконує їх. Краще не брати на себе цього тягаря.
Нерідко бувають випадки, коли молоді люди приймають священний сан, а пастирських обов’язків не виконують і через те перетворюються на найманців, а то й гірше. І серед мирян бувають люди самовпевнені, які беруться не за свої справи. Все це означає, що люди беруть не свій, а чужий хрест.
Нести хрест свій – значить не ремствуючи терпіти труднощі, скорботи і випробування, що зустрічаються на нашому життєвому шляху і які посилає нам Господь заради нашого спасіння.
Ісус Христос ніс Свій хрест від вифлеємських ясел до Голгофи. Несучи Свій хрест, Господь не запитував Небесного Отця, чому Він повинен страждати, зазнавати зневаги, бути розіп’ятим, не маючи жодного гріха. А ми часто запитуємо Бога: “Господи! За що я так страждаю, і страждаю несправедливо?!”
Гріх і всяке зло перемагаються терпінням і стражданням. Ми маємо велику пристрасть до життя плотського; ми зжилися з гріхами, звикли до них і боїмося оголосити їм рішучу війну, порвати з ними усякий союз; ми приймаємо щодо них напівміри, ніби бережемо себе з ними, і тому завжди залишаємося з нашими гріхами; вони все більше і більше вкорінюються у нас, боротьба з ними стає все тяжчою; ми часто втрачаємо себе для Бога і робимося щоденним здобутком диявола. Слова Господа: “Хто хоче душу свою спасти, той погубить її”, справджуються щодо нас кожного дня.
Ми щоденно продаємо себе нашому ворогу – дияволу – через різного роду гріхи; ми щоденно помираємо духовно. Було б добре, якби ми щоденно і вставали, оживали для Бога через покаяння. Пророк Ісая говорить: “Гріхи наші розлучають нас тимчасово з Богом” (Іс. 59, 2). Вони можуть розлучити нас і навіки, якщо ми не покаємося в них.
Подивіться на приклади багатьох грішників, що стали святими, як вони рішуче вступили в боротьбу з гріхом, зі своїми пристрастями, з дияволом. Вони полюбили Бога і Божу правду, зреклися догоджання плоті заради Христа і через те зберегли свої душі для життя вічного.
Чому ж ми не ведемо рішучої боротьби з гріхом? Ми дуже любимо тимчасове життя на землі, боїмося обмежити свою плоть, дуже любимо світське життя і земні блага й всілякі насолоди, забуваємо про неминучість смерті і перехід у нове загробне життя. Ми розраховуємо на довгі роки життя у добробуті. Ми забуваємо про Божественне походження нашої душі, яка має призначення до вічного блаженства; про те, що душа дорожча за цілий світ з усіма його скарбами, які, безумовно, загинуть.
Якщо ми хочемо йти слідом за Христом і ввійти в Його славу, тоді нам треба безумовно виконувати Його заповіді, смирятися, молитися, любити Його, страждати і терпіти. “Терпінням вашим спасайте душі ваші”, – говорить Господь (Лк. 21, 19).
Несіння хреста свого, терпеливе і смиренне, наблизить нас до Господа. Як Він через страждання переміг наші гріхи, воскрес із мертвих і увійшов у славу Бога Отця, так і ми через терпіння скорбот, що зустрічаються на нашому життєвому шляху, обов’язково увійдемо у вічне блаженне життя, бо така велика до нас грішних любов Божа!
Амінь!


________________________________________________________________________________________________________

Слово Патриарха Московского Кирилла в канун Крестопоклонной недели.
18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня в Крестопоклонное воскресенье, мы износим Крест Христов в середине Великого поста для того, чтобы напомнить самим себе о страданиях Господа. Обычно к середине поста многие люди начинают утомляться от воздержания, от постной пищи, от посещения богослужений; наступает некая духовная слабость. Для того чтобы преодолеть эту слабость, не дрогнуть, продолжить великопостное поприще, мы и взираем на Крест Господень, чтобы видеть Его страдания, чтобы еще и еще раз представить, что означала Голгофская Жертва.
Помимо глубочайшего спасительного смысла Голгофская Жертва явила нам образ страдания — страдания незаслуженного, страдания несправедливого. Каждый человек в жизни своей сталкивается с незаслуженными обидами, с оскорблениями, интригами, коварством. И как больно мы уязвляемся, когда нас незаслуженно обижают! Даже когда по заслугам обижают, и то уязвляемся. А если незаслуженно — какая глубина переживаний у каждого из нас! И ведь нередко, если эти переживания связаны еще и с жизненными потрясениями — лишением работы, срывом карьеры и многими другими болезненными для человека обстоятельствами, то как часто мы, теряя терпение, даже ропот на Бога возводим: «Господи, ну где же Ты? Почему же Ты не видишь, как меня обижают? Почему Ты не видишь, как я страдаю? Ну где же справедливость?» Как часто приходится слышать такие слова, особенно нам, священникам, на исповеди, когда люди приходят не столько чтобы покаяться, а чтобы излить свою боль, и часто даже пред крестом и Евангелием ропщут на свою жизнь, на свою судьбу, а значит на Бога.
Износится Крест Христов на середину храма, чтобы каждый из нас, подойдя к этому Кресту, осознал, что на нем изображен невинно пострадавший. Христос прошел всю бездну и достиг глубины человеческих страданий. С Его страданием мало какое страдание человеческое может сравниться. Поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах мы не можем роптать на Бога, ибо Жертвой Сына Своего Он закрывает всякие ропщущие уста. Для нас Бог — это не громовержец, как для древних язычников, это не всемогущий царь, как для многих. Для нас Бог — это Человек, пострадавший от человеческой неправды, и искупивший всю бездну человеческих страданий. Дай Бог, чтобы поприще Великого поста помогло нам осознать смысл Креста Христова и укрепиться в доверии к Богу. И если приходиться нам страдать, то мы должны помнить, что нет человеческой жизни без креста.
Взирая на Крест Христов, мы должны помнить, что каждому человеку дан крест. Это только на глянцевых обложках журналов нет никаких страданий. В человеческой жизни страдания так органично включены в само бытие, что вырвать это страдание из жизни невозможно. И Крест Христов помогает нам нести наш собственный крест, а молитва пред Крестом и должна, в первую очередь, сводиться к тому, чтобы Господь дал нам силы, мужество, терпение, чтобы укрепил нашу веру, чтобы несение Креста Христова (а каждое страдание есть Крест Господень) было для нас таким же спасительным, каким спасительным был Крест Господа Голгофский.
Замечательно, что мы вспоминаем Крест в день Воскресения, и Евангелие читают воскресное. Нет ни одного упоминания в Евангелии о Кресте — только о Воскресении. И это не случайно: через это совмещение прославления Воскресшего Спасителя и распятого Господа мы еще и еще раз свидетельствуем самим себе о том, что за Христом — Воскресение. Будучи послушным Отцу даже до смерти крестной, Господь воскрес в третий день и победил тех, кто Его пригвоздил ко Кресту. А вместе с этим Он победил диавола и всякое зло, и всякую неправду, и всякий грех. Так и мы, если с терпением несем крест, не теряя веры, но укрепляя ее в этом крестоношении, то и в нашей жизни Господь дарует воскресение — не только как то, что откроет перед нами двери вечности, но и воскресение как победу над страданием, как победу над теми испытаниями, через которые Господь нас проводит.



__________________________________________________________________________________________

Блаженнійший Митрополит Київський і всієї України ВОЛОДИМИР. Проповідь у Неділю Хрестопоклонну

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Хрест - знаряддя ганьби - став знаряддям спасительної сили і святості.
Вся наша планета усіяна пам'ятниками. Ці пам'ятники зведені людям, їхньому генію, труду, відкриттям і героїзму. Воздвигнуті ці пам"ятники вдячними дітьми, батьками, або суспільством. Однак серед них піднімається єдиний і неповторний пам'ятник, котрий зведено аж ніяк не любов'ю чи вдячністю, не доброю пам'яттю чи з доброї нагоди. Зведено його злобою, ненавистю і підступністю людською. Пам'ятник цей - Хрест Христовий, на якому люди прибили цвяхами свого Спасителя і Бога. І стоїть цей Хрест над усім світом, являючи усім народам Божу милість і благовоління, перебуваючи сам свідченням людської невдячності.
Хрест - знаряддя ганьби - став знаряддям спасительної сили і святості. Символіка спасительного Древа, яка нерозривно пов'язана з Хресним Древом Голгофи, здавна простежувалася християнами у Священному Старозавітному Писанні. Прообрази Животворящого Древа, які даровані древньому Ізраїлю, надію на майбутнє визволення з полону гріха, згадуються у біблійському тексті неодноразово. Це і Ноїв Ковчег, і древо, дароване Господом Мойсею, і взагалі спасіння до старозавітних праведників та пророків являється через дерево, будучи прообразом спасительної Жертви на Древі Хреста. Тому що в майбутньому розіп'ятті Спасителя гріх, що ввійшов у світ через дерево, буде піднятий саме на дерево і буде знищений на ньому Христом. "Він гріхи наші Сам возніс Тілом Своїм на дерево, щоб ми, звільнившись від гріхів, жили для правди: ранами Його ви зцілилися," - говорить святий апостол Петро (1 Пет. 2, 24).
Для нас особливо яскраво і ясно видно те співвіднесення, яке простежується між двома біблійними розповідями: історією гріхопадіння і розповідями євангелістів про Голгофську Жертву. "Від древа гріх, і в древі спасіння," - говорить святий Кирил Єрусалимський.
Необхідно відзначити, що сила Хреста, його переможна могутність, була для християн настільки видима та очевидна, наскільки незрозумілим і непоясненним здавалося вшанування Хресного Древа в очах як традиційноіудейського, так і язичеського світу. "Мій дух - є прах перед Хрестом, який для невіруючих спокуса, а для нас спасіння і вічне життя," - говорив Ігнатій Богоносець у II столітті. Звичайно ж, спокутувана жертва хресної смерті Господа Іісуса Христа докорінно змінила християнський погляд на хрест, що став після Воскресіння Христового символом перемоги над смертю, знаменням людського спасіння і знаком торжества і слави Християнської Церкви. Величність справ, здійснених на землі Спасителем світу, Його чудеса і Божественне вчення сягають своєї висоти в Його хресній смерті і Воскресінні. Хрест є центральним моментом у таємниці спокути світу і людського спасіння. Через Хрест сталося одкровення світу предвічної Божої Любові. Дивлячись на Хрест Христа, древній світ зрозумів, що Бог торжествує не так, як може торжествувати людина. Торжество Боже в любові, у відданості, у жертовному служінні світу.
Знаряддя ганебної страти Господь Іісус Христос освятив Своїми стражданнями і Своєю Кров'ю, зробивши його знаряддям нашого спасіння. Хрест став жертовником, на якому була принесена всесвітня спокутувальна Жертва. Хрест є видиме висловлення вірувань християнства, є найкоротший символ віри. Під цим знаменням перемоги проходить усе життя християнина. Якщо християнин зазнає поразки, то це тому, що він забув своє знамено, опоганив його, роблячи справи гріха і зла з хрестом на грудях. Християнин повинен узяти своє знамено, підняти його й освятити ним своє життя.
Хрест Христовий - це не тільки древо хресне. Це і хрест духовний, которий несуть люди. Хрести людські - це хвороби, труднощі, біди і випробування. Якщо християнин продовжує грішити, то він збільшує тягар Хреста Христового. Перемагаючи і переборюючи гріх, людина полегшує Хрест Христовий, вона стає тоді співучасником великої місії спокути, співучасником Христового хрестоносіння. Саме тому розпростерте на хресті Тіло Спасителя сприймається як переможний символ торжества безмеженої Божої благодаті, як розкрита книга Слова, яку можна споглядати, осягаючи вічну сутність буття.


_________________________________________________________________________________________

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Проповедь Антония, Митрополита Сурожского.

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвященник всей твари.
Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве царь – не тот, который силой подчиняет себе других, чтобы привести их в безусловное и рабское послушание, но тот, кто служит другим и отдает жизнь свою за других. И святой Иоанн Златоустый учит, что всякий может править народом, но только царь может положить свою жизнь за народ свой, потому что он так отождествляется со своим народом, что у него нет ни существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить своему народу всей своей жизнью, а если нужно – и смертью.
И сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем понять, с новой глубиной можем уловить, что означает царское достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа: оно означает любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос может позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего единства с Богом, с источником вечной жизни, – больше того: с вечной жизнью в Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью, с нашей смертностью. Такая любовь делает Господа Иисуса Христа нашим достойным Царем; перед такой царственностью преклоняется всякое колено (Флп. 2, 10)... И потому что Он таков, Он может быть и Первосвященником всей твари. Первосвященники языческого мира, первосвященники в Израиле совершали жертвоприношения, с которыми они отождествляли себя лишь в переносном смысле, символически, ритуально. Господь же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Не говорит ли он в Своей Первосвященнической молитве, в присутствии и общении с учениками: Приближается князь мира, противник, и во Мне он не имеет ничего... Во Христе нет ничего, что принадлежало бы области смерти и греха. И Отцу Своему Он говорит: Я освящаю Себя за них, в священное жертвоприношение за Мой народ... Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает все остальные твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем самым и ставит нас перед бескрайностью, бездонной глубиной любви Божественной, которую иначе мы не могли бы себе и помыслить: Жизнь, соглашающаяся быть истощенной, Свет, соглашающийся быть угашенным, Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего мира...
И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк. Пророк – не тот, кто предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит от Бога. Одна из книг Ветхого Завета говорит, что пророк –это тот, с кем Бог делится Своими мыслями. Христос может не только говорить от Бога, но воплощает в действии, воплощает в Своей жизни и в Своей смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную, отдающуюся.
Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви. Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь все более глубоко, все более совершенно жизни, и учению, и путям Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая все больше и больше приближается к этой любви Божественной, и через нее познать то свойство, которым смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной.
Аминь!


_________________________________________________________________________________________

Проповедь Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Крестопоклонную неделю.

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: "...терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.
В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.
Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.
А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни?
То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?
О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.
А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.
Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.
Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который "будучи злословим... не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 23-24).
Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них "...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими" (Евр. 11, 35-38; 12, 1-3).
Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3, 5). Аминь.



________________________________________________________________________________________

ПРОПОВЕДЬ ОТЦА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста
"ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ"


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
"Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся..." - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "...Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14, 6).
Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста.
Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взрощено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу, - претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери.
Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.
Присмотритесь, други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто она кончается духовной смертью намного раньше смерти физической. Зло и грех пожирают в человеке все человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.
Крест свой может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут во след Христу.
Христос Спаситель наш "...грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1 Петр. 2, 24).
Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.
И сегодня у Креста Господня - благовествуемое Святое Евангелие, и с Креста Господня - вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "...аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф. 16, 24).
Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке, смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.
Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией.
Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.
Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум - совершеннейшим неразумием.
Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее.
А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.
Крест - орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест, как преступника Закона Божия, ведь мой плотской человек, любящий покой и беспечалие, моя злая воля, мое преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятся живительному Закону Божию. Я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа претерпеваемые, усвоят меня Христу, и я стану участником Его земной участи, а значит, и небесной, вдохновляет на подвиг, на терпение.
Крест Христов, гвоздие, копие, терние, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть. "Где твое смерте жало, где твоя аде победа?"
Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем несравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он не был.
Взять крест - это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.
Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.
И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом.
Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг - это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. (Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги.)
Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, - это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, - это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест - это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека - крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.
"Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего", - молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.
И, дорогие мои, так неприметно начинается в нас новая жизнь, когда уже "...не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире - покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоны и слезы. Жизнь самая прискорбная славословит Господа и отвергает от себя всякий помысел жалобы и ропота.
Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.
Крест - есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им.
Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.
Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.
Дорогие мои, воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.
Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Аминь.


________________________________________________________________________________________

Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского
в Крестопоклонную неделю.

18-го березня 2012-го року в третю неділю Великого посту свята Православна Церква шанує Святий і Животворчий Хрест Господній
Так как перед очами нашими предлежит для благоговейного поклонения и лобызания Крест Господень, коего сила часто прославляется в церковных молитвах и песнопениях; то я хочу, возлюбленные, сказать вам ныне несколько слов о силе его, или о чудесах его. Намереваясь об этом говорить, я с одной стороны везде вижу чудодействующую силу его и не знаю на чем остановиться, какой случай взять для примера животворящей силы Креста; вижу и то великое благоговение, которое воздавалось животворящему Кресту людьми древними; с другой стороны - увы! - вижу очень мало опытов силы его в людях нынешнего времени - и тут же сейчас вижу и причину, отчего он так мало оказывает чудотворной силы своей: - именно оттого, отчего мало творил Господь чудес в отечестве своем, т. е. от невежества, от беззаконной, нехристианской жизни христиан. Так, возлюбленные братия, история христианской церкви представляет весьма много опытов чудотворной силы Креста - оттого, что тогда было больше веры в людях, больше истинных христиан; славно прославляется и ныне Крест животворящий, но ныне гораздо меньше мы видим примеров его чудотворности, а именно - только в тех немногих людях, которые живут верою.
Святые подвижники Христовы удивлялись постоянной животворной силе креста Господня, действовавшей в их жизни и в смирении сердца, боясь, чтобы такая сила не оставила их самих по себе немощных и грешных, всегда окруженных врагами невидимыми, а часто и видимыми, молились только: "непобедимая, непостижимая, божественная сила честнаго и животворящаго креста не остави нас грешных". С полною уверенностью в его чудотворности и в удивлении его силе - прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко кресту: "радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа... и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный на прогнание всякаго супостата"... и без всякого сомнения говорили к нему, как к живому: о пречестный и животворящий кресте Господень, помогай ми со Пресвятою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки".
Невольно умиляешься сердцем, когда читаешь какими похвалами величали они крест животворящий; они называли его четвероконечной силой, крестом всесильным, славой апостолов, крепостью мучеников, твердыней мужей преподобных, немощных - здравием, воскресением - мертвых, исправлением - падающих, умерщвлением - страстей, отгнанием - помыслов нечистых, основанием благочестия, губителем бесов, погибелью людей нечестивых, посрамлением врагов в страшный день суда. Как живому говорили они ему: кресте! будь для меня сила, крепость и держава, избавитель и передовой воитель на борющих меня врагов, щит и охранитель, победа и твердыня моя, всегда соблюдая и покрывая меня.
Вообще они называли образ креста неописанным по его силе, освящением вод, очищением воздуха, освящением и просвещением для всякого верного христианина, знаком мужества и Христовым скипетром, попирающим в землю противников. Не зная, как достойно прославить его силу, они взывают: кто перечислит все твои действия, крест, миру любезный, - силы и чудеса, и восстание от твоей силы мертвецов? Ты вознес с собой и весь мир, т. е. избранных христиан, Сам вознесшись к Богу.
Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше. Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию нашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан верных ему и ныне своей верой и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. О! кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение к кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие невнимательны к кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение к кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом с крестом и во имя креста служителя Христова; другие не хотят, как должно, изображать на своем грешном теле знамения креста, или пренебрегают священническим благословением; иногда это делают по невниманию, а иногда - о ужас! - от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдишься, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и Сын человеческий постыдится тебя, егда прийдет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк 8,38).
Возлюбленные! будем всегда чтить крест Господень верой и любовью: и он будет нашим другом, спасителем не по себе, а силою Распятого на нем. Аминь.


_______________________________________________________________________________________________

Видеофильм № 1. Проповедь Патриарха Московского Кирилла в неделю Крестопоклонную




_______________________________________________________________________________________________

Відеофільм №2. Інтерв`ю надає Блаженнійший Митрополит Київський Володимир про стан УПЦ Московського Патріархату.



_______________________________________________________________________________________________


Видеофильм № 3. О Крестопоклонной неделе.

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії