Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    вересня 2021    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

У вигляді списку

Квітня 2020 (2)
Березень 2020 (3)
Грудень 2019 (2)
Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього

Автор: mitropolit от 26-09-2013, 00:25
27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
Богородська єпархія Української Православної Церкви (КП) пропонує читачам нашого веб-сайту історичну довідку та проповіді українською і російською мовами про Воздвиження Животворчого Хреста Господнього, яке відбудеться у п`ятницю, 27-го вересня 2013-го року.
Після проповідей Патріарха Київського Філарета, Патріарха Московського Кирила, Митрополита Київського Володимира, Митрополита Антонія Сурозького, Архимандрита Іоана (Крест`янкіна) з Псково – Печерського монастиря та проповідь невідомого автора ми також додаємо два відеофільми присвячені цій події.


________________________________________________________________________________________________________________________________________

История празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".




________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповідь Святійшого Патріарха Київського Філарета на свято Воздвиження Чесного і Животворчого Хреста Господнього.
«Слово про віру істинну, яка не сприймає сучасні новітні вірування»
.

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!
Дорогі браття і сестри!

Головним змістом Святого Письма є утвердження віри. Перші люди згрішили, тому що втратили віру. До пришестя Христа Спасителя основним завданням старозавітних патріархів, царів і пророків було збереження в ізраїльському народі віри у грядущого Спасителя світу. Народився Син Божий, і всі Його проповіді і вчинки були спрямовані на пробудження в людях віри. Христос навчав, творив чудеса, щоб люди повірили, що Він є Син Божий, Спаситель світу. Коли Спаситель зціляв від хвороб, повертав зір сліпим, виганяв з людей бісів, воскрешав мертвих, Він завжди говорив: “Віра твоя спасла тебе”. Апостоли Христові теж через свою проповідь несли у світ віру Христову, яка врешті-решт змінила світогляд Римської імперії, а пізніше і багатьох-багатьох інших країн, у тому числі Київської Руси, нинішньої України.
Без віри людина не може жити на землі, залишаючись людиною. Не випадково завжди говорили і в наш час продовжують говорити, що кожна людина повинна у щось вірити. Вірили навіть у “світле майбутнє”. У кожного своя віра.
Свобода, якою наділив Бог людину, дає їй можливість вірити у що завгодно. Свобода призвела до виникнення багаточисленних релігій. І в наш час у кожній країні існує ціла гама релігійних конфесій. Закони про свободу совісті дозволяють у багатьох країнах світу сповідувати будь-яку релігію.
При всій різноманітності релігій, істинна віра повинна бути лише одна. Чому? Тому що існує тільки один Бог. Богів не може бути багато. Бо там, де існує хоча б два боги, там немає жодного бога. Так само не може бути двох істин. Істина одна.
Із цього виходить, що треба вірити не взагалі, не в якесь “світле майбутнє” і не в оманливих богів, які в дійсності не є богами (як це було, наприклад, у Стародавній Греції). Люди вірили у природу, у стихії світу цього, як-от сонце, вітер, моря і ріки, вірили в тварин – як у богів. До речі, і сьогодні багато хто, відмовившись від атеїзму, вірить у сили природи (це колишній пантеїзм) або в щось надприродне, наприклад, у вищий розум. Сучасна людина готова повірити у будь-що: в окультизм, в екстрасенсів, у викликання ду­хів і тому подібне. І ніяк не хоче повірити в Єдиного Істинного Бога, в Тройці славимого. Свобода завела людей у хащі облудних релігійних вірувань, які відводять людину від Істинного Бога.
Дехто запитує: яка різниця – в кого або у що вірувати? Звичайно, різниця є, і суттєва різниця. Це так само, коли один вірує у світло, а інший – у темряву. Один визнає Єдиного Істинного Бога, у Тройці славимого, а інший – неправдивих богів, які зовсім не є богами.
Істинна віра спасає людей, а неправдива віра духовно губить їх. Тільки віра в істинного Бога Спасителя очищає людей від гріха, бо тільки Бог має владу прощати гріхи. А неправдиві вірування не приводять людей до справжньої духовності. Подивіться навколо себе. В Україні існує більш як 70 віровизнань і релігій. А віра повинна бути єдина.
Прихильники тих чи інших вірувань стверджують, що тільки їхня віра є істинною. В дійсності істинною вірою може бути лише та, яку приніс на землю Син Божий, Господь наш Ісус Христос. Всі інші вірування неправдиві, бо вони не від Бога. Все, що ми спосте­рігаємо доброго в інших релігіях і віруваннях, це є результат природної духовної діяльності людини. Не треба забувати, що кожна людина носить у собі образ і подобу Божу і в силу цього може творити добро. А що стосується надприродних явищ, які спостерігаються у нашому житті, то це або справа диявола, або звичайний обман (як історії з “прибульцями” чи шахраями-цілителями), або результат дії природних законів, ще не вивчених людиною.
Для істинної віри, якої вимагав і вимагає від нас Господь Ісус Христос, характерні: перше – духовне очищення, тобто переміна гріховного життя на благочестиве; і друге – чудеса, які творили Спаситель і Його апостоли. Перемагати закони природи може тільки один Бог, і ніхто інший. Навіть коли творили чудеса апостоли та інші святі, вони робили це не своєю власною силою, а силою Божественною. Тому Господь Ісус Христос, звертаючись до Своїх сучасників, говорив: “Коли не вірите Мені, вірте ділам Моїм” (Ін. 10, 38). Цим Він хотів підтвердити, що Його проповідь від Бога і що Сам Він є Син Божий. І в наш час чудеса творяться тільки в істинній Церкві. Бо там, де є Христос, там істинна Церква й істинна віра.
У протестантських Церквах чудес не буває. Вони навіть і чудеса Христові намагаються пояснити природними явищами. І тим самим хочуть підкреслити, що Бог не творить їх і тепер, в сучасний період історії Церкви. В католицькій Церкві іноді Господь являє чудеса, але вони не характерні для цієї Церкви.
Господь сповна творив і творить чудеса у православній Церкві. Нам не треба наводити приклади: їх безліч. Господь творить чудеса у православній Церкві і в наш час.
Справа полягає ось у чому. Для Бога не існує час. Бог творив чудеса і раніше, за часів земного життя Ісуса Христа, творить їх і тепер. Але як тоді, так і тепер від людей вимагається та віра, яка робить неможливе. Господь ясно сказав, що “якщо ви матимете віру як зерно гірчичне і скажете горі цій: перейди звідси туди, і вона перейде” (Мф. 17, 20). Цим Він засвідчив, що Бог за вірою людини може робити неможливе. Але віруючому, як сказав Христос, усе можливе. Треба тільки мати оту віру як зерно гірчичне. Якщо у когось вона тепер є, хай сміливо приступає до Бога і благає зцілення від тієї чи іншої хвороби. І буде так! А якщо віри такої немає, то станеться те, що сталося з апостолами, коли вони не могли вигнати біса із біснуватої людини. Коли апостоли запитали Христа, чому вони не могли зробити це, Господь сказав: через невір’я ваше. І коли апостол Петро йшов по водах бурхливого моря, а потім став тонути, Спаситель сказав Петрові: “Маловірний, чому ти засумнівався”. Це свідчить про те, що і в часи земного життя Ісуса Христа чудо не відбувалося лише тоді, коли не вистачало відповідної віри. Те ж саме відбувається і тепер. Хто має сильну віру, той і в наш час зціляється від невиліковних хвороб і очищається від гріхів.
Людина, яка відчула смак істинної віри, уже ніколи не буде бігати від однієї віри до іншої. “Хто скуштував солодкого, той не захоче гіркого”. Це сказали посли св. князя Володимира після того, як побачили славу Божу в соборі святої Софії у Константинополі.
Дорогі браття і сестри! Будемо триматися православної віри, бо вона є віра апостольська, віра отцівська, віра, що утвердила вселенну.
Амінь!



_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Святейшего Патриарха Московского Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.
Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.
В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.
Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см. Ис. 55:8).
Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — чтО есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.
Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).
Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.
Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси




________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира на Воздвижение Креста Господня

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
Святая равноапостольная Елена, мать царя Константина, чудом Божиим нашла в святой Земле Животворящий Крест Христов. Патриарх Иерусалимский Макарий найденный Крест поднимал вверх, чтобы люди могли видеть его и молитвенно к нему прикасаться. С того времени Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. С того времени звучит в Православной Церкви песнь: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Как тогда в городе Иерусалиме, а позже в Царьграде, так и теперь во всех православных храмах в день Воздвижения Креста Господня поднимается и износится на поклонение верующим людям святой Крест. И богобоязненные христиане с благоговением, со слезами и умилением, преклоняя колена своих сердец, лобызают Животворящий Крест, воздают благодарение на нем распятому Господу нашему Иисусу за Его любовь и за совершенное Им на Кресте спасение. Льется повсеместно в этот день песнь: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Чем же для нас, христиан, является святой Крест Христов? Почему мы воздаем ему поклонение? Почему благочестиво, трепетно лобызаем его и призываем на себя его животворящую спасительную силу?
Для нас, верующих людей, Крест—это прежде всего знамя нашей жизни. Войско имеет свое знамя. Это знамя является символом, объединяющим всех воинов. Каждый полк бережет, как святыню, свое знамя, хранит его до последней капли крови последнего солдата. Нет большего позора и бесчестия, чем потерять знамя своего полка. Для нас, верующих христиан, знаменем христианской правды является Крест Христов. Так определил Сам Спаситель: "Кто хочет идти за Мной, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк.8,34). Верующие люди берут крест в момент святого Крещения. Крестом христиане освящают свои мысли, чувства; крестом освящаются движения ума и сердца; крестом освящается вся наша жизнь, наши труды, наши победы и поражения, наши радости и скорби, наши болезни и земное благополучие. Крест святой предшествует каждой церковной процессии. Крест святой венчает храмы Бо-жии. Крестом святым Церковь многократно благословляет верных во время богослужений. Крестом освящаются вещи и предметы. Крест дается в руки покойнику как символ победы и знамя христианской верности. Крестом осеняется последний путь "всея земли". Крест венчает могилы верующих людей в ознаменование того, что здесь лежит последователь Христов.
Крест Христов является для нас утешением в борьбе и терпении. В момент, когда нас обуревают грех, зло, досада, осуждение, зависть, ревность или другие непотребства, необходимо посмотреть на Крест и вспомнить слова на нем Распятого: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11,29). Кто делает так, тот всегда выйдет победителем в борьбе со всяким искушением и грехом.
Если наш жизненный крест бывает подчас слишком тяжелым, если мы изнемогаем,—в силе Креста наша сила. Сила Креста Христова в любых житейских трудностях есть верная наша помощь. Каким бы крест земной у человека ни был, учат преподобные отцы, нужно помнить, что его несет в первую очередь Спаситель, а потом уже ты, человек. Поэтому верь и надейся—сила Господня всегда будет с тобой. При такой уверенности не погибнешь, а будешь иметь жизнь вечную.
Крест Христов является для нас знаменем наших побед, и временных, и вечных. Им мы побеждаем врага. Враг нашего спасения, по учению святой Церкви, боится креста и трепещет, не смея взирать на силу его. Знамение Креста явится на небе в последний день, когда Христос придет судить живых и мертвых. Огненный Крест на небосклоне будет знамением вечной славы Христа и Его победы. Тогда все, представшие пред Лицом вечной Правды—и почитавшие в земной жизни Крест, и не почитавшие—будут судимы силою Креста, знамением вечной правды и вечной победы. Блаженны тогда будут почитавшие Крест Христов, ибо они получат "мзду многу на не-бесех", подобно апостолу Павлу, который любил повторять: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал.6,14).
Крест есть знамя нашей жизни, утешение в борьбе и терпении, знамя наших побед. Это размышление пусть укрепит нас в глубоком почитании Животворящего Креста. Ибо если мы с Крестом родились, то, естественно,—с Крестом нам жить и умирать. А если с Крестом будем жить и умирать, тогда и победим с Крестом. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим. Аминь.




___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Митрополита Антония Сурожского на Воздвижение Креста Господня

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир от Него...
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание; преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, и путь его, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, то есть исключения из среды живых.
Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия нам показывают мучительную смерть человека, но реальность сочетает и то и другое, являясь чем-то еще большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни — Я ее Сам отдаю... И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что Христос был предан — нет, не предан! Он Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения...
Распятие Христово — это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить — жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия — но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием — каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти... Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня — не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему — вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.
И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом — крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.
Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста — знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.
И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Христа — и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, — поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной — куда бы Я ни пошел... Аминь.



_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Воздвижение Креста Господня


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

27-го вересня 2013-го року, у п`ятницю, ми пропонуємо проповіді та відеофільми про свято Воздвиження Хреста Господнього
О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!
Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.
Други наши! «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия» (1Кор.1,18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.
Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.
Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви — даже до смерти и смерти крестной — приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.
Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.
73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».
Первый — это страшный и славный Крест Господень, из орудия казни ставший орудием силы и славы. Это Крест, вознесший от земли на небо невинного и добровольного Страдальца Христа Спасителя и с Ним пригвоздивший грехи всего мира. Крест, политый Его чистой кровью и ею омывший всякую греховную скверну. Крест, вобравший в себя множество злобных взоров, насмешек и хулений. Крест, у подножия которого плакали всего лишь два человека: Матерь Распятого, Коей Самой сердце прошло оружие Креста, и единственный ученик, любовь которого не спугнул ужас страданий.
Этот Крест вознесся над миром на краткое время, чтобы потом надолго злобой человеческой сокрыться в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его.
Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, но несравненно дольше продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Он принес Себя в жертву за грехи мира. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, а Животворящее Древо Креста, в неведении и бесславии сокровенное, еще три столетия ожидало своего часа.
Уже Крест увенчал Церковь Христову, уже крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а единственное Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.
Христианство ширилось и крепло. Уже и сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение — из звезд светящийся на небе Крест и сияние надписи вокруг него: «Сим победиши». И знамение Креста дало ему путь ко многим победам во бранех.
Такими явлениями оживала в сознании христиан память о первом Кресте Господнем, а с ней и вера, что не могла эта великая святыня погибнуть. Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения, и ей так не хватало для торжества, и славы, и радости того единственного Креста, с которого воссияла победа над смертью. И труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной), к славе Распятого и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.
Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.
И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.
И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: «Где предки ваши утаили Крест Христов?» — они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: «На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа».
Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа.
После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.
Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте.
Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя».
Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.
Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.
Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего.
Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. И бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо.
Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: «Господи, помилуй!»
Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, и в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня, получивший в крещении имя Кириак и ставший милостию Божией на исходе жизни епископом Иерусалимским, и за краткий срок жизни в христианстве сам восшедший на свой мученический крест в царствование Юлиана Отступника.
Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.
«Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, — говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, российский Златоуст, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов».
После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме, и в этот день было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
А Церковь впервые в этот день запела: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
И в этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня.
С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.
Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам — это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте.
Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.
И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни — удел всех земнородных. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.
Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста.
Не пойдем в глубь истории за примерами, возьмем живые примеры наших дней. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отшедшие от Православной Церкви Христовой, и особенно протестанты и сектанты, хулящие Крест Христов, наше крестное знамение и обвиняющие православных в идолопоклонстве за почитание Креста. Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — хранитель и утверждение в истине каждого человека — для них не существует.
А с отвержением Креста они отвергают и сам путь спасения, путь шествия вослед Христа. И становятся они игралищем бесов на пути в погибель.
А вот и еще пример. В 1992 году любовь ко Христу собрала паломников со всего мира в Иерусалим на празднование Светлого Христова Воскресения. И не угас еще благодатный огонь в лампадах, а в сердцах трепетное, только что пережитое чудо о схождении Божией благодати и пасхальной воскресной радости, и Пасхальная неделя, как единый день, ликовала в Церкви Божией, а богохульное, дерзкое сердце, дышащее злобой, уже готовило акт страшного кощунства. В субботу Светлой седмицы преступная рука с корнем вырвала Святой Крест, веками стоящий на Голгофе.
Но Бог поругаем не бывает. Кощунники же ругаются себе. Господь же зрит с высоты Своей славы эту борьбу, и непобедимая победа — Крест Христов — до последнего дня мира, до дня славного и страшного второго пришествия Господня дан верным как оружие на враги, видимые и невидимые.
И явление Господа Славы на земле откроется не иначе как великим знамением на небе Креста Господня, который увидят все народы земли, который увидит каждый. Увидят, и восплачут, и вострепещут.
И это будет третье величайшее явление Креста в преддверии явления Спасителя на Страшный Суд.
Утвердим же, дорогие, наше помышление животворящею силою Креста Христова, устремим к нему благоговейное наше внимание и наипаче в нынешний день его праздника вознесем и прославим его в душах и телесах наших; преклонимся пред Крестом в умилении сердец и в сокрушении духа, ибо невозможно достойно прославить и непостижимую силу, и величие Креста Господня.
И чтобы хоть в малой степени быть нам готовыми к восприятию этого непостижимого явления, Святая Церковь своим Уставом заповедует нам: «В день Воздвижения сыра, и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися», так как почитание Креста состоит в умерщвлении плоти.
Милосердный Господи, непобедимою и Божественною силою Креста Твоего сохрани, благослови и спаси нас! Аминь.




_______________________________________________________________________________________________________________________________________


Проповедь на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (неизвестного автора). Материал из сайта "Православие и мир" http://rpsc.ru/mitropolit/propovedi/propovedi-na-prazdniki/propoved-na-prazdnik-vozdvizheniya-chestnago-i-zhivotvoryaschego-kresta-gospodnya
.



Дорогие братья и сестры во Христе!


В замечательной по глубине и богатству духовного содержания службе на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня раскрывается смысл и значение крестной жертвы, которую Господь принес во искупление грехов человеческого рода и после которой живоносное крестное древо является всеукрепляющей силой для борьбы с грехами. Вспомним слова праздничного тропаря: Спаси, Господи, люди своя и благослови достояние Свое - Господь признает нас, грешных людей, Своим достоянием, за нас Спаситель пролил Свою божественную кровь на Кресте. И своя сохраняя Крестом люди - животворящий Крест является хранителем всех православных христиан, утверждением нашей жизни по заповедям Христа. Крест дается каждому христианину при Святом Крещении, он сопутствует всей жизни нашей. Крест осеняет последний удел человеческий - могильный холм. Велика сила животворящаго Креста!
В церковных песнопениях сегодняшнего праздника всечестный и животворящий Крест воспевается как ангелом слава, апостолом удобрение, крепость праведным, верным похвала, иереев благолепие, благочестивых победа, дверь райская, пристанище спасения, упование христианом, наставник заблудшим, пристанище обуреваемым, немощным врач, воскресение умершим, бесом язва, хранитель всей вселенной, непобедимое оружие, во бранех победа, красота церковная, им же смертная держава разорися и упразднися и мы вознесемся от земли на небо. Воспевая Крест Господень, Святая Церковь призывает нас лобызать святой Крест с радостью и страхом - страхом греха ради, так как недостойны святости, с радостью же спасения ради, которое подает миру добровольная крестная жертва нашего Спасителя.
И печален, и радостен сегодняшний день. Печален, ибо мы видим на Кресте распятого Господа Исуса Христа. Христос претерпел на Кресте самую мучительную и позорную смерть. Радостен нынешний день, если поймем, для чего Исус Христос умер на Кресте.
Мы знаем, что каждый человек рождается с первородным грехом, а потом и сам совершает множество грехов. Между тем в Царство Небесное не может войти ничто нечистое, ничто греховное. До пришествия Христа никто из людей не мог войти в Небесное Царство, все должны были погибнуть во аде. Так было бы всегда, если бы Исус Христос не пострадал и не умер за нас на Кресте. Сами мы никогда не могли бы загладить свою вину. Своею кровию Он смыл греховную скверну нашу.
Исус Христос не только принес жертву на Кресте за грехи наши, но и даровал нам благодать и силу для сохранения самих себя от новых грехов. Когда богатый человек прощает обедневшему человеку долг его, которого он не имеет чем оплатить, он делает доброе дело. Но еще более великое доброе дело совершает он, когда сверх того дает еще обедневшему человеку деньги, чтобы он мог снова наладить свое хозяйство и жить без чужой помощи.
Взгляните на Крест, не есть ли Исус Христос этот сострадательный богатый муж. Не предал ли Он даже самого Себя, Свою животворящую кровь и жизнь, чтобы мы могли получить от Бога благодать и начать новую жизнь. Если бы Исус Христос не умер на Кресте, то мы не имели бы крещения, не имели бы исповеди, на которой отпускаются грехи, совершенные нами после крещения. Если бы Христос не принес на Кресте в жертву Пречистое Тело Свое, то мы не имели бы и таинства Причащения, в котором соединяемся со Христом.
Можно было бы еще многое указать, чем мы обязаны Христу, что имеем, благодаря крестной смерти Христа Спасителя. Чего же Исус Христос требует от нас за свои страдания? Только того, чтобы мы жили по Его учению и по Его заповедям.
Святая Церковь торжественно воспевает ныне обретение честнаго Креста Господня. Первоначально этот праздник был установлен Церковью в честь радостного события, которое последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа. По описанию древних христианских историков, обретение Креста Господня совершилось святым царем Константином Великим и материю его Еленой. Имея глубокое благоговение ко Кресту, благодаря которому царь Константин одержал многие победы, он пожелал построить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания его благочестивая мать Елена отправилась в Иеросалим, имея твердое желание найти Крест Господень, место пребывания которого во времена гонений на христиан было утеряно. Трудно было для равноапостольной царицы Елены найти Крест, ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому, старались изгладить из памяти воспоминание о Кресте Господнем. Вместе с крестами разбойников, распятых со Христом на Голгофе, Крест Господень был зарыт в землю, и на этом месте был сооружен языческий храм. По Божию внушению, один престарелый иудей открыл место пребывания Креста. Когда начали раскапывать землю, в воздухе разлилось чудесное благоухание, потом открылись три креста. Узнать Крест Господень было трудно, так как дощечка с надписью «Исус Назарянин, Царь Иудейский» лежала отдельно, поэтому нужно было высшее, Божие, свидетельство о Кресте Господнем, а не человеческое. Святой Макарий, тогдашний патриарх Иеросалимский, по внушению свыше, повелел возложить найденные кресты на умершую девицу. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего Креста умершая ожила. Все увидели, что это чудо совершилось силою животворящего Креста, который дарует воскресение и жизнь. Найденный Крест был торжественно перенесен в Иерусалимский храм, где царица Елена с радостью поклонилась и облобызала честной Крест. Слава о чуде обретения Креста привлекла ко храму народ. Из-за множества народа не все могли видеть честныи Крест. Тогда патриарх Макарий взял Крест и, встав на возвышенном месте, воздвигнул его, показывая народу, который в радостном восторге непрестанно взывал: «Господи, помилуй!». С этого времени Святая Церковь установила ежегодно совершать праздник Обретения и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
В память об этом событии Святая Церковь совершает на праздничной службе чин воздвижения креста, когда архиерей в центре храма осеняет крестом все четыре стороны света, опускает долу и воздвигает крест горе, что символизирует образ горького грехопадения и восстания человеческого рода, воздвижение со Христом от глубины ада к Царству Божию, от смерти - к вечной, блаженной жизни. Так крест, прежде бывший орудием позорной казни, стал орудием нашего спасения от греха. На нем был пригвожден наш Спаситель по Его божественной, святой воле и любви к нам. Крест Христов, таким образом, явился символом не зла и позора, а чести и величайшего блага для всего человечества. Христос перед Своей смертью говорил ученикам: «Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18).
Господь по Своей свободной воле отдал Себя на смерть, чтобы другие могли жить вечной жизнью, жить с Богом. Христос добровольно отдал Свою жизнь, перенеся весь ужас оставленности, предательства и мучения, ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему дорог, Им возлюблен. Мы отдаляемся от Бога своими грехами, себялюбием, маловерием. Поэтому для спасения каждого из нас Он вновь претерпел бы весь ужас крестного умирания, как сказал Спаситель в чудесном видении апостолу Петру при его бегстве из Рима. И поэтому Крест является образом любви Христа к нам, Его последователям, и в тоже время знаком нашей ответной любви, преданности и верности Спасителю, которая испытывается не словами, а полной отдачей Богу всей нашей жизни, крестной жертвенной любовью, которая может даровать жизнь другим. Мы покланяемся Кресту, который для нас означает победу над злом и смертью. Вот почему мы должны с особым благоговением осенять себя крестным знамением, так как это знак, перед которым трепещут все темные силы, побежденные оружием Креста.
Спасительное действие Креста, окропленного кровию Господа, распространилось на весь род человеческий. Укажем хотя бы на некоторые из безчисленных примеров силы честнаго и животворящаго Креста.
По сказанию святаго Прохора, ученика Иоанна Богослова, святой апостол знамением креста исцелил лежавшего при пути больного человека (жит. св. Иоанна Богослова, сент. 26).
Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ Креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука исцелилась, око прозрело, слух открылся и больной стал здоров (житие св. ап. Филиппа, ноябрь 14).
Когда святой Епифаний, в детстве своем будучи еще некрещеным, повержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, нашедший его некий христианин трижды знаменовал его крестом и тем уврачевал отрока (жит. св. Епифания Кипр., март 12).
Но чудодейственный Крест Христов не только исцеляет недуги, он также делает тело человеческое невредимым от действия пламени, свирепых зверей, смертоносных ядов и других смертельных опасностей.
Так, святая праведная Фекла осенила крестом «множество дров и хворостия, собранного под нею на сожжение ея» - и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (жит. св. Феклы, сент. 24). Святая мученица Василиса Никомидийская оградила себя знамением Креста, и в пещи «стояла на мног час, в огни горящем» без всякого вреда (житие св. мц. Василисы, сент. 4). Обреченные на растерзание зверей святые мученики Авдон и Сеннис оградили себя святым крестом, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (жит. свв. мч. Авдона и Сенниса, июля 1).
Под действием целебной силы Креста Христова оказывались безвредными и убийственные яды. Так, святой епископ Иулиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше святой Крест, выпил смертоносный яд и не почувствовал в своем теле никакого вреда («Луг духовный», гл. 3).
Подобным образом преподобный Венедикт осенил крестом сткляницу - ядоносный сосуд разбился, как бы от каменного ударения (жит. прп. Венедикта, март 12).
Для верующих в Господа Исуса Христа и признающих силу Его крестных страданий за грешное человечество знамение креста Его составляет великую силу и защиту от всякого зла и несчастия, от козней врага нашего спасения - дьявола.
После сего, братие и сестры, нельзя не обратиться к своей совести и не спросить ее, так ли мы веруем и живем, как требует звание христианина, призванного стать наследником жизни вечной, искупленного кровию Сына Божия.
Во времена гонений и преследований христиане всегда дорожили теми сокровищами, которые грозил отнять у них языческий мир. Святая Церковь предписывает всякому христианину во всю жизнь ограждать себя крестным знамением. Как же в действительности исполняется это наставление? Глядя, как порой осеняют себя христиане крестным знамением, приходится удивляться, а порой и ужасаться той небрежности, с которой это совершается. Святое писание предает проклятию за небрежение к святыне: Проклят всяк творяи дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10).
Задумайтесь о правильности осенения себя крестным знамением, которым мы как бы заявляем о себе: «Я христианин, я верю во Христа, в Него крестился, на Него надеюсь и уповаю». Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, изливая Свою спасительную благодать. Как же грешат те, кто вместо правильного и истового осенения себя крестным знамением изображает нечто совершенно непохожее ни на крест, ни на поклон, ни на молитву, то есть делают механическое движение рукой, смысла которого сами не понимают. Такому маханию беси радуются. О совершающих же крестное знамение с благоговением в творениях святых отцов говорится: «А иже кто крестится истово, покладая руки свои на челе, животе и на правом плече, и потом на левом, то ангелы зряще веселятся, истинного креста воображаема на лицах их».
Чем же объяснить печальное небрежение к крестному знамени? Скорее всего, потому делается подобное махание рукой, что в душе царит небрежение, рассеяние. Это наводит на мысль, что такой человек ослаб в самой вере, забыв о распятом на кресте Спасителе и о Его крестных страданиях, освободивших нас от власти диавола и даровавших нам жизнь вечную. Христос призывает всех христиан: Возьми крест свой и следуй за Мной. Так за Христом последовали с радостью апостолы, мученики, и преподобные, и все святые. Они охотно жертвовали для Господа всеми благами мира, самой жизнью своей и не обманулись в своей надежде, наследовали вечное и блаженное Царство, по слову апостола Павла: Аще бо с Ним страждем, с Ним и прославимся (Рим. 8, 17).
Отчего же ныне большая часть людей не следует за Христом? Возможно, происходит это по неверию или маловерию, по пристрастию к изменчивым благам временной жизни, по гордости или лености, по духовному невежеству и небрежению ко спасению. В свое время об этом писал святой Киприан: «Христиане отдались духу мира. Покой усыпил их веру. Все стали заботиться о мирском и временном. И эти узы, эти цепи подавили веру, оковали душу и сделали ее добычею и пищей змия, попирающего землю по приговору Божию» («О падших»). Речи святителя Иоанна Златоустаго говорят о том же: «Если бы кто со стороны пришел бы к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы, и расстройство нашей жизни, то не знаю, как бы он мог представить врагов Христа хуже нас, потому что мы идем такой дорогой, как будто решились идти против заповедей Его» («Слово о сокрушении»). Епископ Михаил Семенов в своей проповеди «На праздник Воздвижения Креста Господня» рассуждает о внутренней силе христиан во времена гонений: «Говорят, что в старообрядчестве, с тех пор как осьмиконечный крест, который раньше снимали даже с молитвенных домов, стали торжественно поднимать на колокольнях, - уменьшилась ревность по вере своей, любовь и милосердие, не говоря уже о том, что мужчины обезобразили бороду свою. Так ли это - не знаю, да и не хочу заниматься обличением. Хочу только сказать, что внешнее высокое положение «креста» - золото и камни, цветы на знамении Сына Человеческого - еще не знаменует истинного торжества христианства. Самое высшее место, которое может дать кресту человек, - это место в душе своей и на раменах своих, следуя с крестом за первым Крестоносцем. И вот этот крест постоянно в опасности; и во времена мирные внешне - больше, чем когда-нибудь... Требуется большое внимание, бдительность воли, духа, чтобы высоко нести этот крест, чтобы сберечь его от поругания».
Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, - учит нас Господь. Отвергаться себя, по заповеди Спасителя, значит побеждать в себе страсти, греховные наклонности, влечение ко греху и ко всякому злу. Все люди, не исключая великих праведников, несвободны были от соблазнов страстей, во многом были подобны нам. Только они не давали страстям воли над собой, а своевременно укрощали и подавляли их. Если же, по естественной своей немощи, и падали в борьбе со страстями, то скоро восставали и с новой силой и опытностью вступали с ними в бой, пока не одолевали их. Таким образом они восходили все выше и выше, поэтому достойно величаются подвижниками и доблестными равноангельными воинами.
В горькой участи земного пребывания все испытывают скорби и тяготы. Однако одни через крест земных лишений, горестей и печалей восходят на небо в рай, подобно благоразумному разбойнику, терпевшему мучения с раскаянием и призыванием Христа. Другие, подобно второму, злому, разбойнику, претерпевая крест временных скорбей и мучений, снисходят во ад к вечным мукам, так как не приносят раскаяния в грехах, не следуют за Христом.
Но последователи Христовы не только должны нести свой крест по следам Спасителя, а должны еще распяться на нем, по словам апостола: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Потому что с тех пор, как человек преступил заповеди Божии, в нем живет грех, который как тяжкий камень подавил его сердце, все чувства, затмил разум. В человеке идет беспрерывная борьба между бессмертным духом, который вдунул в него превечный Бог, и плотью, которую для спасения необходимо пригвоздить ко кресту. Но это не означает, что нужно терзать и увечить наше тело. Нет, тело само по себе не делает ни зла, ни добра. Нам нужно распять то недоброе, что живет в нашей плоти, - нужно умертвить, как учит апостол, уды наши, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5).
Вообще, все страсти, все злые побуждения - это живущие в нашей плоти враги, воюющие против законов Божиих. Их-то мы должны победить с помощью Божией. А для этого нужно. по слову апостола, облечься во оружие Божие, во броню правды и восприять щит веры (Еф. 6, 11), то есть нужно вооружиться добродетелями. К примеру, вооружившись смирением - победим гордость, вооружившись воздержанием - низложим блуд и сладострастие, вооружившись постом - умертвим пресыщение и пьянство. Особенно нужно вооружиться христианскою любовью, которая, по апостолу, есть союз совершенства (Кол. 3, 14), потому что любовь направляет нас творить истинно полезное для нашего спасения, добросовестно исполнять обязанности перед Господом и ближними. Итак, братие и сестры, будем стараться распинать плоть нашу со страстьми и похотьми, смело сражаться с грехами, дабы еще здесь, на земле, предвкусить сладость того блаженства, которое уготовал Бог любящим Его. Но если мы будем работать греху и не распнем нашей плоти, то знайте, что она распнет нас самих; если мы дадим волю страстям, то они станут нашими мучителями и погубителями, сведут нас, в конечном итоге, в могилу, ибо оброцы греха смерть (Рим. 6, 23), а из могилы в преисподнюю. Вот каков итог земных страданий, если человек при жизни не раскаялся.
Многими скорбями подобает обрести нам Царствие Божие, которое внутрь нас есть. Первый шаг в этом - покаяние, изменение своей воли от зла и греха на добро. Необходимо постоянное, порой мучительное, борение со страстями, которое возводит на Крест сораспятия со Христом. Христианин должен соединиться с древом жизни, отвергнув самосожаление, вступить в борьбу со страстями, самораспяться. Дивен этот путь - он отнимает, но, отнимая, дает; он отсекает, но, отсекая, прививает; он убивает, но, убивая, живит. Великое благо и труд Крест Христов, коим смерть попрана и дарована жизнь. Будем молиться Господу, чтобы Он послал нам решимость и силы в подвиге духовной брани, избавляющей нас от страстей. Воззрим с верой и надеждой на животворящий Крест, повторяя: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Братие и сестры! Неся свой крест, пойдем за Господом под знаменем Его Креста, служа Начальнику и Совершителю веры нашей, даровавшему нам спасение божественным милосердием, человеколюбием и искупительной смертью на пречестном и животворящем Кресте. Будем со смирением, терпением и благодарностью нести свой крест, чтобы в день кончины нашей услышать радостный глас Христа в Царствии Небесном: Где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12, 26)!




_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Видеофильм: "Воздвижение Креста"



_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово епископа Василия (Родзянко). Воздвижение Креста Господня.

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії