Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    листопада 2019    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

У вигляді списку

Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
Березень 2018 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » Пропонуються три проповіді для 5-ї неділі по П’ятидесятниці, 17-го липня 2011-го року.

Пропонуються три проповіді для 5-ї неділі по П’ятидесятниці, 17-го липня 2011-го року.

Автор: mitropolit от 22-07-2009, 22:56
Пропонуються три проповіді для 5-ї неділі по П’ятидесятниці, 17-го липня 2011-го року.

Неделя пятая по Пятидесятнице.

Евангелие о спасении человека и гибели свиней
Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича).

Мф., 28 зач., VIII, 28 — X, 1
Cовершили люди пред Богом неправду, а потом рассердились на Него. О, люди, Кто и на кого имеет право сердиться?
Они затворили безбожные уста и подумали: «Не будем упоминать имя Божие, чтобы оно исчезло из этого мира!» О, несчастные люди, в этом огромном мире ваши уста в меньшинстве. Разве вы не видели и не слышали, как плотина заставляет реку звучать? Без плотины река бесшумна и нема, а плотина развязывает ей язык. Каждая капля начинает звучать.
И ваша плотина сделает то же: развяжет язык безгласным и заставит немых говорить. Если ваши уста перестанут исповедовать имя Божие, вы ужаснетесь, слыша, как его исповедуют даже бессловесные и лишенные речи. Воистину, если вы замолчите, то камни возопиют (Лк 19, 40). Даже если все люди на земле замолчат, трава заговорит. Даже если все люди на земле сотрут имя Божие из своей памяти, оно будет написано радугой на небе и огнем на каждой песчинке. Тогда песок станет людьми, а люди песком.
Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Пс 18, 2–3). Так говорит Боговидец и Богопевец. А что говорите вы? Вы презрительно молчите о Боге — и потому камни заговорят; а когда заговорят камни, вы захотите говорить, но не сможете. Отнимется у вас и дастся камням. И камни станут людьми, а вы будете камнями.
Случилось в старые времена, что жестокоустые люди смотрели в лице Сына Божия и не познали Его, и не разрешились узы их языка, чтобы прославить Его. Тогда Бог Живый отверз уста бесам, чтобы они устыдили людей, признав Сына Божия. Бесы, которые хуже камней и дешевле песка, возопили в присутствии Сына Божия, в то время как люди стояли возле Него, охваченные немотой. И если то, что совершенно отпало от Бога, было вынуждено исповедать имя Божие, как не сделать этого безгрешным камням, слепо покоряющимся Божией воле!
Господь наставляет людей не только через небеса, наполненные Ангелами и украшенные звездами, не только через землю, всю покрытую знаками бытия Божия, но даже и через бесов — лишь бы предоставить безбожникам, стремительно спускающимся в ад, возможность хоть чего-то устыдиться, и восстать, и спасти свои души от преисподней, огня и смрада.
Поскольку даже избранные, следовавшие за Христом на земле, выказали маловерие, то Господь повел их в места самой непроглядной языческой тьмы, чтобы обличить и устыдить их тем, что произойдет. А то, что произошло, описывает сегодняшнее Евангелие.
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф 8, 28).Гергеса и Гадара были города в земле языческой, на другом берегу моря Галилейского. Это были два города среди десяти, некогда существовавших на берегах сего моря. У евангелистов Марка и Луки вместо Гергесы упоминается Гадара: это означает только то, что два города находились рядом и что событие, о котором рассказывается, произошло недалеко от обоих городов. Евангелисты Марк и Лука упоминают об одном бесноватом, в то время как Матфей — о двух. Первые упоминают одного из двух, который был страшней и, как наводящий ужас на всю округу, известнее, в то время как Матфей упоминает обоих, поскольку оба были исцелены Господом. А что один из них был известнее своего товарища, видно из описания святого евангелиста Луки, говорящего, что этот одержимый был из города — один человек из города (Лк 8, 27). Будучи горожанином, он должен был быть известнее в городе, чем другой бесноватый, который, по всей видимости, был из селения. Также следует из слов Луки, что человек сей был одержимый бесами с давнего времени и что они мучили его долгое время, следовательно, он давно был болен и из-за своей многолетней болезни был хорошо известен во всей этой местности. Что он бесновался намного более люто и злобно, чем его товарищ, видно из замечания Луки: люди связывали его цепями и узами, но он разрывал путы и был гоним бесом в пустыни (Лк 8, 29). Итак, вот причина, по которой евангелисты Марк и Лука вспоминают только об одном бесноватом, хотя их было двое. Мы и сегодня часто пользуемся подобным способом описания событий, вспоминая, например, лишь предводителя пойманной разбойничьей шайки. И хотя поймали целую шайку разбойников во главе с атаманом, мы говорим, что пойман такой-то атаман разбойников. Так же поступают евангелисты. И в то время как Марк и Лука дополняют повествование Матфея одной деталью, а именно описанием главного одержимого, Матфей дополняет Марка и Луку другой деталью — упоминанием об обоих одержимых.
Эти одержимые жили в гробах, и из гробов они выходили и скитались по пустыне и устрашали людей в полях и на дорогах, особенно на дороге, вблизи которой находились их гробы. Язычники хоронили умерших чаще всего возле путей и дорог, что не было редкостью и у евреев. Так, гроб Рахили находится у дороги, ведущей из Иерусалима в Вифлеем; гроб Манассии у дороги к Мертвому морю.
Овладев двумя человеческими существами, бесы стали пользоваться ими как своим орудием для причинения зла другим людям. Ибо главная особенность людей, которыми овладели нечистые духи, — творить лишь мерзости и зло. Они были обнажены от всякого блага. И в одежду не одевавшийся (Лк 8, 27), — говорится об одном из них. Думается, что не только тело его было наго, но и душа не облечена ни в какое благо, ни в какой дар Духа Божия, но была совершенно голой и пустой от добра, которое есть Божий дар. И оба были так жестоки и злы, что никто не смел проходить тем путем (Мф 8, 29).
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8, 29).В этом бесовском крике важнее всего то, что бесы познали Иисуса как Сына Божия и в ужасном страхе громко это исповедали. Чтобы устыдились люди, которые смотрели в лице Господа и не могли познать Его или, познав, не посмели признать и явно исповедать («Поскольку и ученики, и народ называли Его человеком, потому теперь и приходят бесы и объявляют о Его Божестве», Зигабен). Бесы на самом деле исповедали Христа не с чувством радости и ликования, как радостно восклицает человек, нашедший великое сокровище, или как воскликнул апостол Петр: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16, 16), но они закричали от страха и ужаса, видя перед собой своего Судию. И все же они закричали и исповедали Того, имени Которого они более всего боятся, и скрывают его от людей, и стирают из сердца человеческого. Закричали в муке и отчаянии, подобно многим людям, которые лишь в муке и отчаянии открывают рот, чтобы произнести имя Божие.
Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? (Мф 8, 29) — спрашивают бесы. То есть: что общего между Тобой и нами? К чему Твое неожиданное и нежеланное посещение? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6, 15) Никакого согласия. Потому слуги Велиара, мучители людей, и спрашивают Христа, зачем Он пришел к ним. И при этом: прежде времени мучить нас. Значит, они ожидают судного дня и мучений в конце времен. Уже одно присутствие Христа означает для них мучение более страшное, чем свет для крота или огонь для паука. В отсутствие Христа бесы бесстыдны и дерзки настолько, что одержимых ими людей ставят ниже скотов и наполняют страхом всю окрестность, так что никто не смел проходить тем путем. А в присутствии Христа они не только рабски испуганы, но и трусливо покорны — как всякий тиран перед своим судьей, — ибо вот они стали униженно просить Господа, чтобы Он не посылал их в бездну. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк 8, 31). Чтобы не повелел — потому что, стало быть, если Он повелит им, они вынуждены будут пойти. Такова власть и сила Христова. А бездна есть их истинное жилище и место их мучений. О князе бесовском говорит прозорливый пророк: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14, 12, 15), туда, где плач и скрежет зубовный. Из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей. И им легче в людях, чем в бездне. Ибо когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя. Находясь в людях, они тоже испытывают великие муки, но эти мучения ослаблены тем, что их разделяет еще кто-то. Бес есть пакостник плоти, жало в плоть, как называет его апостол, ощутивший его присутствие (2 Кор 12, 7). По плоти, как по лестнице, он карабкается к душе, цепляется за сердце и ум человеческий — пока все не разложит, не обезобразит, не опустошит, лишив Божественной красоты и чистоты, разума и правды, любви и веры, надежды на доброе и воли к добру. Тогда бес воссядет в человеке, как на своем престоле, возьмет в руки и душу, и тело человеческое — и человек станет для него скотом, на котором он скачет верхом, дудкой, на которой он играет, зверем, через которого он кусает. Таковы были и одержимые, о которых идет речь в Евангелии. Не сказано, что сами они увидели Христа, или познали Его, или обратились к Нему, или что они вообще повели с Ним какой бы то ни было разговор. Все это сделали вселившиеся в них бесы. Бесноватые как бы не существуют: они словно два мертвые гроба, которые бесы толкают перед собой и гонят своими бичами. Излечить таких людей — значит воскресить мертвых, и больше того. Ибо мертвый человек есть душа, разлученная от тела. Если душа в руках Божиих, Он может вернуть ее в тело — и тело оживет. Но с этими одержимыми произошло то, что страшнее смерти. Души их украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит, нужно отнять душу человеческую у беса, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере равно чуду воскрешения умерших, если не больше его.
«Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас! — говорят бесы Христу. Значит, они уже знают, что их в конце концов ждет мука. О, если бы грешные люди могли осознать хотя бы это: что и их ждет мука, и не меньшая, чем ожидаемая бесами! Бесы знают, что в конце концов род человеческий, их главная добыча, вырвется из их рук, и они будут низвергнуты в темную бездну, где им останется лишь грызть и поедать друг друга. Великий пророк говорит о князе бесовском, что он будет повержен вне гробницы своей (то есть вне тела одержимых людей), как презренная ветвь, и еще — как попираемый труп (Ис 14, 19). А Сам Господь свидетельствует: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10, 18). Увидят это в конце концов и грешники, когда за грехи свои падут вместе с сею молнией в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25, 41).
А в то время как бесы со страхом и трепетом умоляли Христа, большое стадо свиней, около двух тысяч, мирно паслось вдали на берегу. И бесы просили Господа: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф 8, 31).Иначе говоря: только не повелевай нам идти в бездну, но пошли хотя бы в свиные тела. Если выгонишь нас! Не говорят из человека, не хотят даже упоминать имени человеческого — настолько оно им ненавистно. Ибо из всех творений во вселенной бесам ничто так не ненавистно, как человек, и никому и ничему они так не завидуют, как человеку. А Господь наш Иисус Христос специально подчеркивает это слово — человек: выйди, дух нечистый, из сего человека (Мк 5, 8)! Им же не хочется выходить из человека, они бы с несравненно большим удовольствием остались в людях, вместо того чтобы идти в свиней. К чему им свиньи? Если бесы людей могут сделать свиньями, то что хуже того они могут сделать со свиньями? В остальном же, и когда они входят в свиней или в какую-нибудь другую тварь, их злоба направлена против человека. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога. Поэтому, когда стоит вопрос о пустой бездне, свиньи для них предпочтительнее, чем бездна.
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф 8, 32). Точно так же могли бы злые духи принудить и тех двух несчастных утопиться в море, если бы им не препятствовала сила Божия. Случается тем не менее, и нередко, что душевнобольные или разбиваются, бросаясь с высоты, или топятся, или бросаются в огонь, или вешаются. Делать это их заставляют злобные бесы. Ибо цель их — не только отравить человеческую жизнь, но и погубить душу и для этого, и для того мира. Однако часто бывает и так, что Бог, по Своим премудрым соображениям, хранит людей от подобной смерти.
Но почему Господь наш Иисус Христос послал злых духов именно в свиней? Он мог бы послать их в деревья или в камни, почему же именно в свиней? Не для того, чтобы исполнить желание бесов, но чтобы вразумить людей. Где свиньи, там нечистота, а нечистые духи любят нечистоту; где ее нет, там они создают ее сами; где ее мало, там им быстро удается соблазнить и ловко превратить малое в большое. И если они вселятся даже в самого чистого человека, то скоро нагромоздят в нем свинскую грязь. А тем, что свиньи тут же бросились в море и погибли, хочет Господь нам показать: алчность и объядение — плохие помощники в борьбе с бесовскими силами, и напомнить о посте. Кто из животных алчнее и прожорливее свиней? Смотрите же, как бесы быстро овладели ими и погубили! Так происходит и с алчными и прожорливыми людьми, думающими, что посредством объядения они накапливают в себе силы. Между тем они накапливают не силы, а слабость — и физическую, и духовную. Святитель Василий Великий писал: «Известно мне, что врачи не предписывают больным различные яства, но воздержание и голодание. Не скажешь же ты, что мореплавателям легче спасти ладью перегруженную, чем нагруженную умеренно и легкую?» (Слово 10, о посте).
Чревоугодники — это бесхарактерные люди, слабые перед людьми и еще более слабые перед бесами. Нет для бесов ничего легче, чем столкнуть их в море смерти душевной и в нем утопить! Но из всего этого еще и ясно видно, насколько страшна сила бесовская, когда Бог ее не сдерживает. Бесы, находившиеся всего в двух людях, за несколько мгновений овладели более чем двумя тысячами свиней и всех их потопили. Но прежде их Бог удерживал, пока не пришел Христос, — чтобы показать Свою силу и власть над ними; а здесь Бог позволил им показать их силу. Если бы Бог попустил, бесы за несколько мгновений сделали бы со всеми людьми на земле то же, что и со свиньями. Но Бог есть Человеколюбец, и Его безграничная любовь поддерживает в нас жизнь и защищает нас от самых лютых и страшных врагов.
Но, скажет кто-нибудь, разве не жалко было Господу, что, во‑первых, погибло столько свиней, а во‑вторых, был нанесен такой ущерб жителям? Это снова диавол наводит людей на подобные мысли, словно желая показаться более сострадательным, чем Христос! Но что свиньи в сравнении с краткодневной травой? И если Богу не жаль белых полевых лилий, которые сегодня облекаются в большую роскошь, чем царь Соломон, а завтра будут брошены в печь, — чего ради Ему жалеть свиней? Или, может быть, Богу труднее создать свинью, чем полевую лилию? Но кто-нибудь снова скажет: не ради красоты, но ради пользы. А разве свинья приносит человеку пользу только тогда, когда питает и утучняет его тело, но не тогда, когда помогает просвещению его души? Ведь здесь речь идет как раз о последнем. Вы лучше многих малых птиц (Мф 10, 31), — сказал Господь людям. Не лучше ли и не важнее люди и многих свиней — даже каких-нибудь двух-трех тысяч свиней? Пусть каждый подумает о себе и о собственной цене, и он быстро придет к выводу, что урок человечеству, преподанный через этот случай со свиньями, обошелся весьма дешево. Поскольку необходимо было наглядно — и почти грубо — показать отупевшему роду человеческому, во‑первых, диавольскую нечистоту и, во‑вторых, диавольскую силу. Никакие слова на свете не могли бы это выразить так ясно, как бешенство и гибель свиней, на которых набросились злые духи. И какие уж слова могли убедить язычников из Гергесы и Гадары, если даже такое ужасное и очевидное доказательство — не доказательство, но показ — все-таки не смогло пробудить их от сна греховного, остановить у бездны, в которую их, как свиней, немилосердно тащили бесы, и научить вере во всемогущего Христа!
Ибо вот что произошло дальше: пастухи побежали и рассказали в городе и в селениях. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф 8, 34).Страх и трепет охватил и пастухов, и жителей, и они ужаснулись. Все они видели невиданное и неслыханное: бесноватые, годами причинявшие им беспокойство, сидели у ног Иисуса, спокойные и в здравом уме. И они слышали от апостолов и от своих пастухов рассказ о том, как Христос исцелил одержимых бесами людей, как легион злых духов содрогнулся от страха при одном появлении Христа, как в страхе они Его умоляли послать их хотя бы в свиней, если им запрещается находиться в людях, и, наконец, как нечистые, словно вихрь, овладели свиньями и сбросили их в пучину морскую. Все это они слышали, все это они хорошо поняли, увидев двух новых людей, очищенных и воскрешенных, которые только что были хуже двух мертвецов; и они смотрели в лице Господу, Который стоял перед ними, кроткий и смиренный, будто не Он сотворил чудо, большее, чем если бы поднял Гергесинскую гору и вверг ее в море. И из всего этого отупевшим жителям только одно запало в память и в сердце, а именно: что безвозвратно погибли их свиньи. Вместо того чтобы, упав на колени, благодарить Господа за спасение двоих собратьев, они жалеют, что потеряли свиней! Вместо того чтобы звать Господа в гости, они просят Его как можно скорее уйти. Вместо того чтобы воспеть славу Богу, они причитают, оплакивая свиней. Но не спешите осуждать этих свинолюбивых гергесинцев — прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедующих Христа устами и языком, которые, недолго думая, решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум безумным людям? О, пусть все подобные покроются глубоким стыдом и пусть не осуждают гергесинцев, прежде чем осудят себя. Если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя — лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями — бесами!
Все это событие, с начала до конца, содержит в себе и иной, еще более глубокий внутренний смысл. Но и сказанного нами довольно для поучения, предостережения и пробуждения того, кто чувствует себя в собственном теле, как в гробу; кто замечает действие бесовской силы в своих страстях, связывающих его железными узами и цепями и влекущих в бездну погибели; кто, несмотря на это, ценит человека в себе, то есть свою душу, выше всех свиней, всего скота, всего земного имения и богатства — и готов всем этим заплатить Врачу за исцеление от своей болезни.
Рассказ же евангельский завершается словами: Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф 9, 1).Ни слова не сказал Он гергесинцам. Чем помогут слова там, где не помогли столь великие Божественные чудеса? Он не упрекнул их. Он молча сошел с горы, вошел в лодку и уплыл от них. Какая кротость, какое терпение, какая Божественная высота! Как ничтожна победа того полководца (Цезаря), что гордо писал своему Сенату: «Пришел, увидел, победил!» Христос пришел, увидел, победил и — промолчал. И, промолчав, сделал Свою победу дивной и вечной. И пусть язычники учатся на примере этого гордого полководца; мы будем учиться на примере кроткого Господа Иисуса Христа. Он никому не навязывается. Но кто Его принимает, принимает Жизнь, а кто от Него удаляется, остается в свином хлеву, в вечном бесновании и вечной смерти.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, исцели и спаси! Тебе же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.
Святитель Николай (Велимирович)
27 июня 2010 года



__________________________________________________________________________


2-я проповедь по пятой недели Пятидесятницы протоиерея Александра Шаргунова

Мф., 28 зач., 8, 28-9,1
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Мы слышим об исцелении Господом двух бесноватых людей в стране Гергесинской. Христос не только имеет всю власть на небе и на земле, но у Него есть и ключи ада. Он - Победитель сатаны с легионами бесов. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. И до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас.
Что произошло с бесноватыми людьми, вышедшими из погребальных пещер навстречу Иисусу? Их уже и людьми-то нельзя назвать, для них естественная среда обитания там, где смерть, где гробы. Они не имеют никакой одежды, они обнажены от всего: и физического, и духовного. Полная незащищенность и страшное безумие, которое терроризирует всех проходящих мимо.
Господь говорит, что смысл всей деятельности сатаны заключается в том, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. Сатана достигает этого через наши грехи, страсти, похоти, воюющие в наших членах. Он достигает этого через зависть, злобу, гнев, ненависть, через месть, так что человек становится не только недостойным и непригодным для человеческого общества, но и страшным для общения. А когда во всем обществе грехи возрастают до такой степени, что становятся уже естественным явлением, действительно будет война всех против всех.
Страшные события раскрываются нам в сегодняшнем Евангелии. Такие же страшные события происходят в сегодняшнем мире. Однако Господь дает человеку надежду. Он показывает, что бесы подчиняются Богу, они боятся Его. Они не могут обойти Бога, а бегут навстречу Ему, кланяясь. Но Господь всегда связывает их. Он держит их связанными, в то время как никакие узы человеческие, цепи, оковы не могут их удержать. Они обращаются ко Христу со словами: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» Эти слова означают: «Что у нас общего с Тобой?» Действительно, слово Божие говорит: что может быть общего у Господа с велиаром? Мы видим, что даже бесы знают и веруют, и исповедуют, что Христос есть Сын Божий. Однако они остаются бесами. О чем это говорит? Это говорит о том, что не знание, а любовь отличает святых от бесов. Грешники, которые не каются, должны помнить об этом и знать, что грядет последний Суд, на котором они будут преданы мукам в огне вечном вместе с диаволом и ангелами его.
Страшные слова говорят бесы, исполненные ужаса: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» - то есть, изгнать нас из этих людей и не дать нам возможности делать зло, которое мы хотим делать. Быть связанным, быть лишенным возможности делать зло - есть мука для диавола. Если мы идем к небу, если мы понимаем, что этот путь заключается в делании нами добра, то для нас должно быть мучением всякое внутреннее и внешнее препятствие для делания добра.
Господь милосердный, Который пришел спасти человека, ставит предел безумию и неистовству диавола. Покоряясь Господу, бесы просят и молят Его о том, что если Он велит им выйти из одержимых ими людей, то пусть разрешит войти им в свиное стадо, которое паслось вдали. Хотя оно было едва различимо, но бесы сразу увидели, что им есть возможность совершить новое зло. Они просят именно об этом потому, что для них радость, единственный смысл и возможность существования - непрестанно совершать зло.
И Господь попускает это зло, имея в виду Свои благие цели. Он дает возможность диаволу излить свою ярость, для того чтобы, как говорит святой Исидор Пелусиотский, дать возможность злым изблевать свое зло: каждому проявить свою свободу, для того чтобы уцеломудрить верных.
Когда бесы были изгнаны из двух бесноватых и устремились в свиное стадо, то они тотчас же погубили это стадо. Для бесов обладание всяким живым существом означает его уничтожение и гибель. Мы знаем, как сатана действует сегодня в людях. Знаем, как люди в безумии бросаются с высоты вниз, как вешаются и топятся, как кидаются в огонь. И чем больше возрастает в мире зло, чем большим становится присутствие в нем диавола, тем большие масштабы обретает это безумие, так что кажется: не только один народ, а весь род человеческий полетит скоро в бесовском вихре в бездну гибели. Это произойдет, если Господь не остановит зло. И Он до тех пор не остановит зло, пока мы отказываемся от Него, как отказался от Него весь народ страны Гергесинской, который вышел навстречу Христу после исцеления Им двух бесноватых. «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».
Весь город вышел встретить Христа, посмотреть, что случилось. Два человека, заживо погребенных, спасены от ада, но люди страны Гергесинской не обрадовались, а оцепенели от страха. Можно было ожидать, что они попросят Господа остаться с ними и проявить еще и еще раз Свою изумительную силу - но они требуют, чтобы Он удалился поскорее из их страны. Бог дает нам возможность узнать истинные ценности, убедиться в том, что любой человек - дороже всего материального мира, и возрадоваться с теми, кто освобожден и исцелен, но наше кажущееся благополучие или потеря его представляются слишком для нас значительными, чтобы мы могли увидеть присутствие Божие среди нас, и приблизившееся к нам наше собственное спасение. Свиньи погибли, и не имеет значения, что человек, два человека исцелились душою и телом! Одна из самых больших опасностей, верх безумия - ценить вещи больше, чем человека. По этой причине миллионы отреклись от Христа после революции, по этой причине миллионы отрекаются от Него сегодня. Это и есть причина жестоких страданий не одного и не двух, а миллионов бездомных и нищих, чей плач и крик достигает неба, но мы не слышим их, потому что важнее всего нам собственное благополучие. Это то, что создает еще один новый тип человека: пусть будет все, что угодно, пусть все люди теряют свой человеческий облик и гибнут - говорят эти «новые русские», - только бы не пострадало наше свиное благополучие. И можно заранее сказать, что ждет эту страну Гергесинскую, в которой мы живем. Где дух грубого материализма - там простор для темных сил. Где «второе идолопоклонство», как называет апостол Павел сребролюбие (Кол. 3, 5), соединяется с первым - с пропагандой астрологии и магии - там не избежать сугубого беснования.
Господь непрестанно испытывает нашу веру: готовы ли мы хоть чем-то пожертвовать, хотя бы какой-то частью своего материального благополучия, чтобы доказать нелицемерность нашей веры. И оттого, что нас часто не хватает на это, Господь посылает нам скорби и лишения, чтобы мы научились той тайне, которая была открыта преподобному Арефе киево-печерскому, после того, как воры украли его сокровища. Он прежде, чем открылся ему путь глубокого покаяния, в течение многих лет собирал их, и, потеряв все сразу, смертельно заболел от ропота и огорчения. «Несчастный человек! - сказал ему ангел, - если бы ты возблагодарил Бога за эту потерю, это вменилось бы тебе в добровольную жертву». Если бы жители страны Гергесинской возблагодарили Господа! Если бы мы могли возблагодарить Его за все наши материальные потери!
Святая Церковь говорит нам сегодня о власти Бога над бесами и власти над ними тех, кто Божий. Хотя их сила превосходит нашу, она не может сравниться с силой Божией. Какими бы ни были бесы, как бы ни распространялась власть диавола в мире и влияние его, их нечего бояться тем, кто знает Христа. Узнавание Христа - признание того, что Он может сделать для людей, которых другие боялись. А теперь эти другие, великое множество людей, охвачены страхом силы Христовой, и это есть начало их выбора. И сейчас люди продолжают выбирать между Христом и свиньями.
Когда Господь слышит молитву жителей этой страны («они молили», - сказано в Евангелии на славянском языке), чтобы Он ушел от пределов их, то Он уходит, покидая человечество там, где Он не желанен. И наоборот, Господь всегда остается с теми, кто, несмотря ни на какие соблазны и ужасы, творящиеся в сегодняшнем мире, сохраняет Ему верность. Господь всегда пребывает с людьми, которые принимают в свою жизнь чудесный благодатный дар обновления, который Он дает погибающим.

Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова


__________________________________________________________________________


Проповедь в неделю пятую по Пятидесятнице

Мф. зач. 28, гл. 8, 28–34, с прес. в гл. 9, ст. 1

Вы слышали сегодня, братие и сестры, Евангелие от Матфея, в котором рассказывается, как Господь наш Исус Христос, укротив бурю на море, вышел на берег, где Его встретили два человека, одержимые свирепыми и лютыми бесами, такими, что люди боялись проходить этим местом. Когда бесноватые увидели Исуса, они закричали страшным голосом: Что нам и Тебе, Исусе Сыне Божии; пришел еси семо прежде времени мучити нас (Мф. 8, 29).
Так кричали бесы, потому что со времени грехопадения Адама через его непослушание Богу они возымели власть над человеческим родом, который стал как бы их пленником и рабом по причине впадения в грех. Ибо сказано: Всякий делающий грех есть раб греха (Ин. 8, 34). Посему грешникам сказал Господь: Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). Такие несчастные, порой одержимые бесами, губят свои души, терзают свое тело и вредят встречающимся с ними. Сколько по внушению дьявола совершено грехов, срамных дел, ужасных преступлений! По слову Спасителя, этот человекоубийца искони издавна ходит со всякой злобой яко лев рыкающий, ищущи, кого поглотить! Злые духи не только вредят человеку и соблазняют его на грехи, но иногда и поселяются в его душе! И тогда человек мучается и делается бесноватым – таких людей называют сумасшедшими. Эти злые и отвратительные существа – бесы, имея власть над одержимым ими человеком, могут распоряжаться им и вести к погибели. Существование злых духов подтверждается словами Христа, апостолов, святых отец, которые весьма ясно говорят об искушениях дьявольских и о возможности их победить силою Христовою. Через страсти всякий грех и всякое зло входят в наше сердце. Апостол призывает нас бороться с врагом нашим: Не давайте места дьяволу (Еф. 4, 27), облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Но вместо этого современные люди весьма легкомысленно относятся ко всем проявлениям сил тьмы, так как, живя без Бога, они теряют представление о разрушительной опасности демонического мира. Многие, хотя и ищут Бога, но, заблуждаясь, обращаются к мистике, оккультизму, колдовству, язычеству, идолопоклонству. В современном искусстве много откровенной бесовщины. И если то, что мы видим и слышим, пропитано душевными страстями, то мы не можем чисто и спокойно молиться, так как в нашем сознании возникают соблазнительные образы, которые разрушают молитву, влекут к страстям. Одержимые страстями отвращаются от Церкви, чуждаясь ее чистоты и святыни, им чужды святые иконы, святые мощи, они теряют всякие духовные ориентиры и подобие Божие и тогда начинают искусственно создавать себе греховные удовольствия, употребляя наркотики и алкоголь. От повреждения духовного начала теряется защита от болезненной порчи, и тогда в тело человека врываются болезни, как враг в незащищенную крепость.
Человеческое беснование имеет бесчисленные виды проявлений, таких как страх, блудная нечистота, срамословие, гнев, буйство, недоброжелательство и тому подобное. Все это происходит в душе человека по его воле, ибо человек, сотворенный по образу и подобию Божию, свободен в своем выборе добра и зла. И творящий грех становится постепенно рабом греха, то есть пленником дьявола, ибо сказано: Творяи грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3, 8). Только верой в помощь и заступление Господа, поправшего силу диавольскую, искренним и глубоким покаянием, молитвой и постом мы можем вооружиться, противостоять дьяволу и его бесчисленным козням.
Исус Христос, Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы разрушить дело дьявола и победить его со всем его бесовским воинством: Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диавола (1 Ин. 3, 8), – говорит апостол Иоанн Богослов. Потому бесы, встретив Исуса, громким голосом закричали: Пришел ты сюда прежде времени мучить нас. Итак, Исус Христос – мучение для злых духов, ибо они знают, что после Страшного Суда будут навеки заключены в ад. Но они хотят по крайней мере до Страшного Суда иметь власть в мире и господство над людьми, потому и вопят Исусу: Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Эти скверные и лукавые духи, объятые страхом и трепетом, боялись, чтобы Господь не предал их наказанию и не послал в геенну огненную, и поэтому они вынуждены были просить Господа о милости, свидетельствуя этим о Его могуществе и о том, что Он есть Сын Божий. Мы видим, что Христос ограничил на земле власть дьявола, который не может ничем распоряжаться, если не попустит того Господь, и когда злые духи увидели, что Христос намерен изгнать их из бесноватых людей, то в страхе стали просить у Него позволения войти в пасшееся вблизи стадо свиней. Значит, даже животному злые бесы не могут повредить без попущения Божия, тем более – человеку, в душе которого обитает постоянная молитва, крепкая вера и теплая любовь, то есть живет Бог.
Далее в Евангелии повествуется, что Господь повелел бесам идти в стадо свиное, и они, выйдя из людей, вошли в свиней, и тотчас бросилось стадо свиное к берегу и устремилось с крутизны в море. Святитель Григорий Палама пишет в своей проповеди на это Евангелие: «Итак, демоны, ища место для своего бегства и имея худое намерение, просили дозволения войти в свиней, так как от людей изгонялись Спасителем и сознавали, что этим изгоняются от всякого человека. Господь же позволил им это, чтобы мы из приключившегося со свиньями познали, что бесы пожелали бы и человека предать конечной гибели, если бы и прежде не были невидимо сдерживаемы Его силою».
Возникает вопрос – почему Христос не отослал бесов в адскую бездну, а склонился к их просьбе? Очевидно, потому, что, исполняя их просьбу, Он знал, что люди, которые находятся вокруг, могут многое понять из произшедшего, и им откроется нечто весьма важное. Свинья для еврейского народа означала скверну, и, посылая бесов в свиное стадо, Христос воочию показал – к какой области принадлежат бесы, то есть к области нечистоты, зла и скверны, а также показал, как опасно подпускать их к себе. То, что случилось по велению Господа, ясно показывает, что бывает, когда человека охватывает зло, как было со стадом, которое с крутизны вверглось в море, в бездну, в глубину, из которой нет возврата – это погибель, погибель безвозвратная.
Свидетели произошедшего на примере этого чуда могли понять, что эти два одержимых человека, которых они отвергли и удалили от себя в пустыню, на самом деле были несчастными жертвами зла, которых можно было освободить от сил зла любовью и Божественной силой. Мы видим, что Христос Своей любовью и Божественной благодатию отделяет человека как жертву бесов от человеконенавистника дьявола, который овладел человеком.
И еще мы слышим в этом евангельском повествовании, как пастухи свиней, видя происшедшее, побежали в город и рассказали все бывшее, и, сказано, весь город вышел навстречу Исусу, и, увидев Его, молили, чтобы Он покинул их. И Христос со смирением, влезше в корабль, отошел от них.
Люди, узнав об изгнании бесов и потоплении свиного стада, пришли из города к Христу не с благодарностью за спасение и исцеление своих сограждан, а, испугавшись, что погибло их имущество, стали просить Христа, чтобы Он ушел из их пределов.
Вдумаемся в этот случай из жизни Исуса, Который увидел зло, освободил от него несчастных пленников Своим милосердием и в ответ услышал: «Уйди, уйди от нас!» Люди предпочли Христу то, что им было дороже – богатство, свиное стадо, спокойную жизнь.
Как часто мы отстраняем Христа от себя, когда стремимся к благополучию, к беспечности, к спокойствию, когда под разными предлогами отказываем просящим у нас помощи или проходим мимо протянутой руки нищего, как бы не заметив его. Возможно, бывало, мы не хотели посетить больного по своему невниманию или боясь заразиться. Или не захотели помочь человеку, находящемуся в тюрьме или только вышедшему из нее. И, отказав в этой помощи, мы как бы заявляли: «Иди своим путем, а с моей дороги уйди!» Может быть, было, что человек к нам приходил со своим горем или радостью, но у нас не находилось желания и времени разделить его боль или счастье, и мы говорили: «У нас своя жизнь, не мешай нам – уйди».
Можно приводить множество подобных примеров из нашей жизни. Так поступили со Христом, когда настало время Ему родиться на земле, и Мать Его стучалась в двери домов Вифлеема, но ни одна дверь не открылась, и, возможно, Она слышала ответ: «У нас своя семья, ищи другого пристанища, уйди от нас!»
Спаситель на Страшном Суде скажет нам: Что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне» (Мф. 25, 45). Значит, когда мы отказываем кому-то в помощи, то как бы говорим Христу: «Уйди». И когда человек страдает от голода или одиночества, разве это не оставленность Христа, когда Его вывели из Иерусалима на распятие, крича: Распни, распни Его! – и некому было облегчить Его страдания.
Как часто от нашего бессердечия и себялюбия в человеке, который обращается к нам за помощью, охладевает вера в людскую доброту, гаснет надежда, тускнеет и умирает любовь к людям и к Богу.
Сегодняшнее Евангелие также говорит нам о душевной черствости, неблагодарности и небрежении к душевному спасению людей. Когда Христос исцелил бесноватых, явив Свое сострадание, милосердие и любовь, Он услышал: «Уйди, ты у нас отнимаешь земное, а небесного нам не нужно!» Вспомнив слова Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия, и все приложится, – именно приложится, а не отнимется, поняв сердцем всю глубину сегодняшнего Евангелия, скажем вошедшему в нашу душу и жизнь Христу: Готово сердце мое (Пс. 56, 8), готово творить Твою благую волю!

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії