Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    лютого 2020    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

У вигляді списку

Грудень 2019 (2)
Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » Две проповеди на Преображение Господня: Митрополита Николая (Ярушевича) и Митрополита Филарета (Вознесенского)

Две проповеди на Преображение Господня: Митрополита Николая (Ярушевича) и Митрополита Филарета (Вознесенского)

Автор: mitropolit от 18-08-2011, 21:51
1. Проповедь Митрополита Николая (Ярушевича)


Москва, Преображенская церковь, 1957 г.
Две проповеди на Преображение Господня: Митрополита Николая (Ярушевича) и Митрополита Филарета (Вознесенского)
Сегодня, мои дорогие, мы празднуем великий для нас день Преображения Господня. Еще раз в своей жизни в этот праздник мы духом присутствуем на Фаворской горе. Очами веры мы видим вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, восшедшими со Спасителем на вершину этой горы, славу Божию в священные минуты этого события. Оно произошло незадолго до крестных страданий и смерти нашего Спасителя.
Вы знаете, что Сын Божий, сходивший на нашу землю для вечного спасения людей, явился не в Своей Божественной славе, – иначе Его Божественный свет ослепил бы очи грешных людей, – но пришел на землю в уничиженном виде, прикрыв Свое Божество образом человека. А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века и в которой увидят Его те из нас, кто своей земной жизнью будет этого достоин.
На горе Преображения апостолы увидели рядом с преобразившимся Господом пророка Моисея и пророка Илию. Моисей жил за тысячу шестьсот лет до Рождества Христова, пророк Илия – за девятьсот лет. Значит, – пророки Моисей и Илия не мертвые, но живые. Они живы были и тогда, когда их видели в этот день апостолы; живы и сейчас, живы будут и в бесконечных веках, потому что Бог наш, в Которого мы веруем, как говорит Слово Божие, «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). У Господа все живы. И апостолы, созерцая пророков, явившихся им на это мгновение из небесного мира, видели в этом явлении живое подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6, 47).
Так это священное событие, которое мы сегодня прославляем, открывает тайну о жизни вечной, в которую уже вошли наши прадеды, деды, отцы, войдет и каждый из нас. Больше того, каждый из нас уже здесь на земле, на коротком отрезке времени, данном ему Господом для земной жизни, уже начинает этот путь жизни вечной, ибо уже никогда не умрет ни моя, ни твоя, ни чья-либо душа – ни душа верующего, ни душа нераскаянного грешника. Мы все войдем в вечную жизнь, хотя и не все войдем в вечную славу. В «радость Господа Своего» войдет только тот, кто проживет земную жизнь достойно священного имени сына своего Небесного Отца; кто стремится к Господу, как дитя к груди своей любимой матери; кто ищет Господа и в скорби и в радости, ощущая прикосновение Его отеческой руки, которой Он ведет каждого из нас к Себе, и видя на всем своем земном пути Божественный Промысл.
Св. Евангелист говорит нам, что пророки Моисей и Илия, явившиеся на Фаворе, не молча стояли около Спасителя: сами осененные Божественным Светом, они беседовали с Ним. И апостолы слышали о чем: о кончине Спасителя, о близких, уже предстоящих крестных страданиях Господа Иисуса Христа. Они стремились проникнуть в тайну этих крестных страданий, потому что страдания и смерть нашего Спасителя – это воистину тайна. Это – тайна любви Божией, по которой Отец Небесный послал Своего Сына для того, чтобы Он, взяв на Себя грехи каждого из нас, пострадал и принес искупительную жертву на Голгофском кресте. Это – тайна правосудия Божия, по которому Господь осуждает грех, но прощает каждого кающегося грешника во имя Своих крестных страданий. Это великая тайна премудрости Божией, по которой Господь благоволил дать людям через страдания Своего Божественного Сына право войти в вечную жизнь и наследовать в ней все те блага, какие, по слову Божию, приготовлены у Господа любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Если эти крестные страдания Спасителя нужны были для спасения человечества, то разве это не является свидетельством того, что в каждом из нас есть то, что вызывало необходимость этих страданий, о которых пророки беседовали с Господом на горе Преображения? Значит, в нас есть не только плоть и кости, которые мы носим. Если бы мы состояли только из них, за что же было бы страдать за нас Господу? За прах, в который мы обратимся после смерти? Эти крестные страдания необходимы были потому, что кроме плоти и костей, которые мы носим, в нас есть бессмертная душа, и за счастье этой бессмертной души и нужна была крестная смерть нашего Господа.
Так и пророк Моисей и пророк Илия не только своим соприсутствием с Господом на горе Фаворе, но и беседой своей с Ним говорят нам о тайне вечной жизни и о бессмертной нашей душе.
На горе Преображения перед лицом изумленных учеников Господь Иисус Христос на несколько мгновений открыл не только Свою славу, но и славу Царства Небесного, горнего Иерусалима, в котором Он встретит души Своих апостолов, когда они окончат свой земной подвиг мученической смертью. И когда перед апостолами открылись двери небесного Иерусалима, и они увидели славу Спасителя и свет Небесного града, они пережили такое чувство радости, с которой воскликнул апостол Петр: «Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33). Он не нашел других слов, чтобы выразить всю радость, которая заполняла его душу и души других апостолов, свидетелей Преображения. На этой горе Господь дал почувствовать Своим ученикам то, что их ожидает в вечной жизни.
Все вы хорошо знаете, мои дорогие, что земная жизнь перейдет в жизнь, не знающую конца. И в сердце истинного ученика Христова, если мы живем по заповедям Божиим, живем с Господом на пути земной жизни, живет и предвкушение, предчувствие наших вечных благ и вечных радостей, какие ожидают истинных детей Божиих в Небесном Царстве.
В светлую пасхальную ночь мы обнимаемся друг с другом, мы ликуем; наша душа поднимается как бы на крыльях над землей; мы переживаем особый, только светлой пасхальной ночи присущий, восторг, потому что мы ощущаем, как Воскресший Спаситель осеняет нас благодатью Своего преславного Воскресения.
Недаром и маловерующие люди в эту пасхальную ночь какой-то непонятной для них силой влекутся на светлые пасхальные огоньки.
Когда с верою, любовью и со страхом Божиим, после очищения себя благодатью покаяния, православный христианин приобщается Божественного Тела и Животворящей Крови Господа, он, соединяясь с Господом и духом и телом, носит радость общения с Господом и предвкушает ту радость, которая будет заполнять его при вечном общении со Сладчайшим Спасителем.
И чем ближе мы к Богу своей молитвой, своим покаянием, добрыми делами и жаждой спасти свою душу, тем больше и больше мы живем этой ожидаемой нами радостью, предвкушаем ее, еще не войдя в жизнь загробную.
Священное событие Преображения Господня напоминает всем нам о том, мои дорогие, что для того, чтобы войти в ту славу, какую Господь показал на Фаворской горе, какую обещает Своим верным детям, какую мы предощущаем здесь на земле, мы должны преображать свою душу в дни земной жизни. Мы должны обновляться, восстанавливать в себе искажаемый грехами образ Божий, чтобы он воссиял в каждом из нас до конца этой жизни, за которой начинается новая жизнь.
Сотворив первого человека, Господь запечатлел в его душе Свой образ. Этот образ в человеке составляется из любви, милосердия, чистоты, терпения, смирения – всего того, чем Господь Иисус Христос Сам прославил Себя в дни Своей земной жизни. Чистыми мы вышли из св. купели крещения. Но нашими грехами и страстями этот образ Божий беспрерывно омрачается, покрывается грязью нашей порочной жизни. И потому мы должны обновлять его в себе в течение всей своей жизни, освобождаясь от нечистоты и пороков и украшая душу добродетелями.
Так, событие Преображения Господня напоминает нам о долге преображения нашей души. И потому с особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь» (Марк 14, 38). Господь велит нам бодрствовать сердцем, а бодрствовать – значит быть подобным страже, которая бережет какое-нибудь здание от нападения на него вора или злого человека. Эта стража обходит свое здание со всех сторон – и не один раз – из опасения, чтобы или через дверь, или через окно, или через крышу не проник в него какой-нибудь злой человек.
Так надо охранять нам все ходы, через которые грех вползает в наше сердце. А он вползает бесчисленными путями: через глаза, когда они смотрят на то, что возбуждает греховное чувство и влечет ко греху; через уста, когда они произносят бранные, скверные, лживые, клеветнические, осуждающие друг друга слова. Он входит через наши помыслы, он поднимается со дна нашей души, когда мы даем свободу живущей в нас наклонности к греховной жизни.
Мы должны быть стражами своего сердца, потому что грех лишает нас радости чувствовать в себе Господа, отнимает сладость предвкушать и будущую радость общения со Спасителем.
Мы и просим в сегодняшний день, когда Господь преобразился на Фаворе и показал славу Свою и свет нерукотворного духовного града Иерусалима, чтобы Он осветил и наши грешные души Своим светом присносущным и Своей Божественной благодатью помог нам грешным пройти земной путь достойно того призвания, к которому мы все предназначены, – быть небесными гражданами горнего Иерусалима.
Живите с Господом и умирайте с Господом! И пусть ваше сердце еще здесь, на земле, учится предвкушать радость увидеть Господа, Ему поклониться и с Ним быть в бесконечных веках.
Когда Господь пресечет земную жизнь каждого из нас, да откроются, мои дорогие, перед нами, по милости Божией, двери небесного Иерусалима!
И радости нашей тогда никто и ничто не отнимет от нас.

Митрополит Николай (Ярушевич)




_______________________________________________________________________________________________________________________________


2. Проповедь Митрополита Филарета (Вознесенского)


Светлый и радостный праздник Преображения Господня, когда Господь наш Иисус Христос просиял Славою Божества Своего ярче солнца на вершине горы Фаворской. Этот праздник назидателен для нас. Вчера в Евангелии мы слышали о том, что Спаситель взошел на гору помолиться, следственно, это была первая непосредственная причина того, что Он поднялся так высоко на эту высокую гору. Гора Фавор высока, это знают те, кто бывал на ней, и от подъема туда апостолы утомились и, когда их Учитель там углубился в молитву, то они заснули. Спят. Пробудились и видят нечто чудесное, потрясающее и страшное, и радостное: их Учитель Своим Пречистым Ликом сияет, как солнце, а одежды Его так побелели, что стали белее снега, как отмечает один из евангелистов, никто на земле не может так выбелить.

И смотрят апостолы — два посетителя явились, с Ним беседуют: пророк Моисей и пророк Илия. Когда эти святые люди жили на земле, они удостоились Боговидения, но только прикровенно. Когда Моисей просил Господа: "Покажи мне Славу Твою!" то Господь ему на это отвечал: "Лица Моего ты не можешь увидать, ибо человек не может, увидев Меня, остаться жив". Не потому, чтобы Господь хотел бы истребить или умертвить, а потому что Господь Бог это — такое величие, такая слава, такая красота, такое совершенство всех добродетелей, что если бы человек мог Его увидать, то просто растаял бы от восторга, "яко тает воск от лица огня!" И Господь говорит: "Вот завтра утром, на этой горе встань в расщелине — когда Я буду проходить, Я тебя покрою рукою Моею, и ты Лица Моего не увидишь — когда Я пройду, тогда посмотришь вслед Мне". Это Моисей и сделал. Из-за того, что он только посмотрел вслед удалявшемуся Господу, лицо его стало сиять, как солнце, так, что когда с ним нужно было говорить другим людям, то он покрывал лицо свое покрывалом, ибо никто не мог видеть лица его, так оно сияло Славой, оттого только, что он смотрел вслед удалявшемуся Господу!
Пророк Илия был второй Боговидец в пустыне. Пред ним Господь проводит все стихии мира: и землетрясение, и ураган, и огонь палящий, но как говорит Библия: "Не тамо Господь", — не в них Господь. А когда потом повеял освежающий прекрасный ветерок, то "тамо Господь!" И тогда Илия, почувствовавший это таинственное чудесное присутствие явления Самого Бога, закрыл благоговейно лицо милотию, подобно тому, как Моисей, повергся на землю, вышел и стал беседовать.
Итак они видели в своей жизни Господа Отца, только прикровенно, а теперь они лицом к Лицу стоят тут с воплотившимся Богом и беседуют с Ним о том подвиге, который будет Он совершать в Иерусалиме. Восторг охватил апостолов! Апостол Петр, как всегда самый порывистый, самый стремительный, как бы опережая других, восклицает: "Господи, добро нам зде быти!" — Хорошо нам здесь! И каждый, кто бывал на Фаворе, подтверждает это. Когда человек туда поднимается благоговейно, то там на этой вершине его охватывает совершенно особое, трудно объяснимое, непередаваемое чувство мира, отрешения и радости духовной, так что ему хотелось бы остаться тут и не уходить никуда. Потому апостолы и добавляют: "Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, мы сделаем три палатки: Тебе, Моисею и Илии". Но Евангелие добавляет, что когда он еще говорил, заканчивал это свое предложение, то их осенило светлое облако, и оттуда послышался голос Тот, Который творение, тварь, без трепета не может слышать, ибо это Сам Бог Отец им говорил, а Он сказал те самые слова, которые раньше когда-то сказал над Иорданом, когда Христос Спаситель крестился: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение", и добавил — "Его послушайте!" Потому что апостолу Петру, как указывает Евангелие, очень не хотелось, чтобы его Учитель принял на Себя тот крест страшных страданий, для которых Он пришел. Был ведь момент, когда апостол, ободренный тем, что Господь похвалил его за верность и за крепкую веру, попытался с Учителем спорить, по любви, по заботе. Не желая, чтобы с Учителем случилось что-то страшное и мучительное, он стал и спорить, говоря: "Господи, будь милосерд к Себе, пусть не будет того с Тобою!" Ответ он услышал такой, после которого он не мог более возражать, ибо Господь Своему первоверховному апостолу говорит: "Отойди от Меня, сатана, ты Мне — соблазн, потому что думаешь не о том что Божие, а о том, что человеческое". Но, как говорит Иоанн Златоуст, у апостола Петра в душе, все-таки, осталась мечта: а может быть будет так, что Учитель не пострадает. И вот Бог-Отец уже Сам, чтобы убедить непокорное сердце, говорит: "Того послушайте! Он — Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение, Того послушайте!" Т.е., поясняет Златоуст: "Оставь, Петр, всякое прекословие и преданным и покорным сердцем приими волю Господню, которая будет совершена тогда".
Мы молимся в этот праздник: "Господи, да воссияет нам Свет Твой Присносущный!" Это тот Свет, которым сиял Господь на Фаворе. Тогда этот Свет им видимо засиял! Мы не достойны видеть то, что видели апостолы на Фаворе, но духовный Свет веры, он и сейчас в мире сияет, но, к сожалению, люди его видят все меньше... Он не перестанет сиять, ибо апостол говорит в Евангелии: "Свет во тьме светит и тьма его объять не может!" Но людей, которые видят этот Свет, становится все меньше и меньше. Вы сами видите, что происходит в мире, как заливают его волны злобы, вражды, отвратительного грязного разврата — все это омрачает человека и закрывает от него этот Свет Присносущный.
В этот праздник, когда Господь наш так сиял светом и удостоил близких Своих, верных Своих видеть этот чудесный Свет, и нам нужно молиться, чтобы Господь Бог и нам этот Свет открыл. Повторяю, мы недостойны видеть его так, как видели его святые апостолы, но духовный Свет, "просвещающий всякого человека, грядущего в мир", может видеть каждая верная и преданная Богу душа, видеть очами веры. Нам и нужно молиться о том, чтобы Господь в этот день, когда Он воссиял Светом Присносущным, чтобы Он и нам воссиял и открыл наши очи, отвел их от духовного мрака и умерщвления для того, чтобы видели мы истинно то, что нужно видеть, и могли созерцать Славу и Величие Бога. Аминь.



Видеофильм о празднике Преображения Господня

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії