Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    лютого 2020    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

У вигляді списку

Грудень 2019 (2)
Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311). 9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311). 9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці

Автор: mitropolit от 8-12-2012, 11:59
Ми пропонуємо російською мовою житія двох святих угодників Божих І-го та IV-го століть, св.. свящ. муч. Климента, Єпископа Римського з його духовним надбанням та св. Петра, Архієпископа Олександрійського, пам`ять яких свята Православна Церква святкує 8-го грудня 2012-го року.
Вони жили в різні часи і були свідками та проповідниками Слова Христа Спасителя і залишались відданими Господу до кінця свого земного життя, хоча воно було страждальним та мученицьким, особливо в Криму, де святий Климент Римський фактично був у рабстві на засланні неподалік від Херсонесу, страждаючи від грецьких колонізаторів. Греки, захопивши Крим, володіли ним багато століть від часів скіфів і сарматів. Тільки лише святий рівноапостольний великий князь Володимир Київський у кінці Х-го століття зумів повернути свої кримські землі до держави Київської Русі. Ці названі святі угодники Божі були вчителями перших християн, незалежно від постійних страждань і переслідувань.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Святой священномученик Климент, Епископ Римский

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств, с детства был разлученный с родителями. Климент воспитывался в чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, а языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом своей жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и, отправился в те земли, где проповедовали святые апостолы. В Александрии, Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого он слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 - 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 - 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого епископа Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещенных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.
Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 - 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в ссылку, в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого в Крыму вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента в море. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.
Но по молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 - 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 - 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.
Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие: два Послания к Коринфянам - первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в "Писаниях мужей апостольских".




______________________________________________________________________________________________________________________________________

О творениях святого Климента, Епископа Римского.

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
Св. Климент, Епископ Римский — Отец и Учитель Церкви конца I-го века. О жизни сего апостольского мужа сохранилось очень мало достоверных сведений. По происхождению он был римским язычником, и к вере во Христа был обращен Св. Апостолом Петром. Впоследствии, он был учеником и сотрудником Апостола Павла. Древние писатели единогласно называют его мужем апостольским, а Св. Ириней говорит, что он общался с блаженными Апостолами и жил между ними; слушал их проповедь и был ими наставляем. По преданию, Св. Климент был поставлен римским епископом Св. Апостолом Петром. По свидетельству Св. Иринея и Евсевия, римскую кафедру занимал он после Лина и Анаклита, с 12-го года Домицианова царствования (92 года по Р. X.) и до третьего года царствования Траяна (до 101 года).
Судя по оставшимся сочинениям Св. Климента, его пастырская заботливость распространялась не только на римскую Церковь, но и за ее пределами. Скончался Св. Климент мученически около 103 года в Херсонесе Таврическом, на территории Крыма, куда был сослан императором Траяном. Мощи его были обретены Свв. Кириллом и Мефодием, во время их путешествия к хазарам. Память Св. Климента как Священномученика, празднуется Св. Православной Церковью 25 ноября.
Св. Клименту приписывается целый ряд сочинений, из них, несомненно, принадлежит ему "Первое послание к Коринфянам." Это послание пользовалось в древней Церкви особенным уважением. По свидетельству Евсевия, оно читалось в храмах наряду с посланиями апостольскими и помещалось в одних с ними кодексах. Рукопись этого послания была открыта впервые в Александрийском кодексе V-го века (древняя рукопись Библии V-го века, с приложением писаний Св. Климента). Более поздний и полный текст этого послания в рукописи ХI-го века, был открыть митрополитом Филофеем Вриением в 1875 году. Об этом послании упоминали Евсевий, Дионисий Коринфский, Ириней Лионский и Блаж. Иероним. "Первое послание ко Коринфянам" Св. Климента является одним из первых по времени, после творений апостольских, письменным памятником христианского учения (написано около 97 года).
Поводом к написанию послания послужили внутренние беспорядки в коринфской Церкви. Св. Климент старается склонить к миру враждующие партии подчинить их власти законной Иерархии. Характерной особенностью послания является нравственно-библейский тон. Автор приводить много цитат, главным образом из Ветхого Завета: Псалтири, книги Иова, притчей Соломоновых и других. Новозаветных цитат мало, что объясняется тем, что Новозаветный канон находился тогда в стадии создания.
Содержание послания.
После приветствия, Св. Климент хвалит коринфян за их веру и добродетели, которыми они были богаты, пока жили в мире. Причину раздоров он указывает в гордости и зависти. Далее, Св. Климент убеждает коринфян к покаянию, указывая, что Господь не желает смерти грешника, но ждет его покаяния. Потом он призывает их к смирению, указывая на Самого Господа, говоря; "жезл величия Божия Господа нашего Иисуса Христа, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как прорек о Нем Дух Святой."
Затем он приводить примеры смирения из Писания: Авраама, Иова, Моисея, Давида и приглашает коринфян подражать им, указывая, что это поможет восстановить мир в их Церкви. Св. Климент приводить в пример вселенную, в которой все имеет определенный порядок и призывает повиноваться Богу, а не учинителям раздоров. "Все, что повелел нам Господь, должны мы совершать в порядке в учрежденные времена. Он повелел совершать приношения и службы, не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и через кого благоугодно Ему совершать сие, сам определил высочайшим своим изволением... Первосвященникам свое дано служение, Священникам свое назначено место, и на Левитов свои возложены должности. мирской человеке обязан своими мирскими правилами. Христос послан от Бога, Апостолы от Христа; то и другое происходило в правильном порядке по воле Божьей..." "И так вы положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам." Заканчивается послание молитвой и просьбой скорее прислать известие о примирении враждующих.
Итак, из содержания послания мы видим, что оно важно для догматического учения, преимущественно же для учения о церковной Иерархии. Говорится в нем о Сыне Божьем, как об Искупителе, о втором пришествии, о воскресении мертвых и о канонической важности Священного писания. Также изображаются в нем главные христианские добродетели: любовь и смирение.
Св. Клименту приписывается много и других писаний. Так, известно еще "Второе послание Климента к коринфянам," которое дошло до нас не в полном виде. В этом послании автор учит, например, что "надобно нам так помышлять о Иисусе Христе, как о Боге, как о Судье живых и мертвых." О божественной природе Св. Духа так говорить: "Дух сей свят и праведен; Он исходить от Отца, Он — Его могущество, Его воля и являет в Себе полноту славы Его."
Кроме вышеуказанного послания, известны с именем Св. Климента еще 2 послания "к девственницам," а также 8 книг "Постановления апостольские через Св. Климента для епископов." Это последнее сочинение содержит ценный материал, рисующий жизнь первоначальной Церкви. Первые 6 книг составляют одно целое с названием διδασκαλια (учение). Патрологи предполагают, что сочинение это написано в III веке. Что касается 7-ой книги, то частью её содержания является открытый митрополитом Филофеем Вриением памятник "Учение двенадцати Апостолов," с некоторыми вставками и дополнениями. История 8-ой книги до настоящего времени еще не выяснена.
Св. Клименту приписывают еще "85 правил апостольских, переданных через Климента," но, судя по содержанию некоторых правил, можно предположить, что это собрание более позднего времени.



______________________________________________________________________________________________________________________________________

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство Ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305-311), святитель Петр был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а Голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: "Петр - начало Апостолов, Петр - конец александрийских мучеников". Это произошло в 311 году. Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него. Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью "Правила".




______________________________________________________________________________________________________________________________________

Видеофильм. Покровитель Инкермана (окрестности Херсонеса в Крыму), святой Климент Римский (І век по Р.Х).



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
Дорогі брати і сестри у Христі! В цю неділю, 9-го грудня 2012-го року буде читатися Євангеліє від святого апостола і євангеліста Луки, глава 13-та, стихи 10-17-ть про зцілення Спасителем жінки, яка страждала 18-ть років від тяжкої невиліковної хвороби. Це божественне виліковування жінки Спаситель здійснив в суботу у синагозі, що було протизаконною дією юдейської релігії. І ось тут Христос Спаситель викриває юдейського законодавця, який лукавить перед Богом і перед своєю совістю, що людям в суботу добро не треба робити, тоді як вола чи осла він і всі юдеї, які їх мають, обов’язково і поють водою, і годують харчами в цю ж саму суботу. Про цю подію дуже влучно висловив у своїй проповіді Архієпископ Сімферопольський і Кримський Лука (Войно – Ясенецький).

_________________________________________________________________________________________________________________________________


8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці

«…Это евангельское повествование показывает нам великое милосердие, любовь и Божественную силу Иисуса Христа, обращенные на благо несчастной женщины. Вместе с тем мы видим и злое, тупое лицемерие начальника синагоги.
Что такое лицемерие, в котором так грозно упрекал Господь? Лицемер выдает себя не за того, каков он есть на самом деле. Лицемер тот, кто носит маску благочестия, будучи в душе своей лишенным всякого благочестия, кто выражает любовь и верность ближнему своему, говорит ему добрые, хорошие, льстивые слова, а в душе своей таит ненависть к нему, со злобой строит козни против него. Лицемер прячет от окружающих все злые, черные движения своей души, все скверные мысли и говорит с ближними, притворяясь любящим, чистым сердцем. Лицемерие свойственно очень многим из нас.
Лицемерие начальника синагоги состояло в том, что, будучи одним из учителей народа, он изображал из себя носителя всякого благочестия и праведности, а в душе своей нисколько не был таким, напротив, был безжалостным и черствым, что и показала его речь при исцелении несчастной женщины. Он заботился только о соблюдении буквы закона, а дух закона о любви к ближнему был ему чужд. И надлежало Господу обличить его при народе!
Может вызывать недоумение то, что Иисус Христос, Который нам, простым христианам, запретил называть ближнего своего даже пустым человеком, Который сказал, что, если назовем кого-нибудь безумным, то подлежим геенне огненной (см. Мф. 5:22), Сам нередко говорил слова резкие, как и в этом случае. Книжников с фарисеями многократно называл Он «лицемерами и змеями, порождениями ехидны» (см. Мф. 7:5; 12:34; 15:7 и др.).
Однажды, когда Иисус Христос был в Иудее, Его предупредили, что Ирод ищет погибели его, советовали поскорее уйти из Иудеи. Как же ответил Господь? Он спокойно сказал: «Пойдите, скажите этой лисице: сегодня и завтра делаю и в третий день окончу» (см. Лк. 13:32). Лисицей навал Он царя! А однажды самому великому апостолу, Своему другу Петру, сказал страшные слова: Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23).
Евангелие говорит, что Господь иногда приходил в гнев, что Он изгонял из храма Иерусалимского торгующих скотом, рассыпал деньги, разложенные на столах менял. Однажды Он сделал бич из веревок и погнал торговцев из храма (см. Ин. 2:14-16). Так грозен был иногда гнев Сына Божия.
Как разобраться в этом кажущемся противоречии в Иисусе Христе, которого не может быть в Сыне Божием, ибо у Него все да — да или нет — нет (см. Мф. 5:37). Объяснение простое: нужно различать то, что запрещает Христос, от того, что Он Сам делал, нужно различать слова брани от слов обличения. Ибо когда говорим ближнему своему; дурак, безумный, — то выражаем этим презрение к брату своему, уничижаем его. Такую брань, такое превозношение над ближним Господь строжайше запретил.
А резкими словами — змии, порождения ехиднины, лисицы — Иисус Христос обличал людей, достойных сего (см. Мф. 23, 33).
Обличение, в отличие от брани, заповедано нам как должное в Священном Писании: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5:11). Апостолу Тимофею святой Павел заповедует: Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5:20) Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).
Раз нам заповедано обличение злых дел, мы не смеем и не должны молча и равнодушно проходить мимо нечестия. Однако Господь, говоря резкие слова, не уничижал человеческого достоинства, а лишь обличал лицемерие за лживость, ибо «отец лжи — диавол» (см. Ин. 8:44).
Есть святой гнев, заповеданный нам от Бога, которым мы должны воспылать, когда видим надругательство над святыней. Святым и пламенным гневом обрушивался Иисус Христос на нечестивцев, торгующих в храме Божием. Такой же гнев побудил великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского при обсуждении арианской ереси на Первом Вселенском Соборе ударить Ария во лицу.
Резкие, обличительные слова Господа вполне оправданы. Разве не заслуживал Ирод названия лисицы? Что характерного в поведении этого зверя? Известно лукавство, с которым она обманывает и охотника, и свою жертву. Называя так Ирода, Иисус Христос законно обличил его в хитрости, склонности к предательству.
А почему Господь назвал апостола Петра сатаной? Потому что Петр, услышав от Иисуса Христа, что Ему надлежит быть предану и распяту ради спасения рода человеческого, стал отговаривать Его от такой страшной смерти и просить, чтобы Он пожалел Себя. Это ли было не дело сатаны? Не сатане ли нужно было удержать Христа от Голгофской жертвы? Устами апостола говорил тогда сам сатана, потому и сказал Господь ему столь грозное слово.
Пастыри Церкви, по завету апостола Павла, обязаны публично обличать грешников, это вменяется им в долг. Поэтому ныне обличу вас, Богом данных мне пасомых, в одном тяжком и всеобщем грехе нашем — в грехе осуждения ближних. Кто из вас свободен от этого греха? Кто из вас всей душой боится евангельских слов: Не судите, да не судимы будете. Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (Мф. 7:1, 3, 5)?
А мы заняты всегда не только самыми мелкими сучками, а даже соринками в глазах наших братьев, и осуждаем всех с утра до ночи и с ночи до утра, даже своих близких и любимых. Осуждаем и священников и архиереев, не боясь ответа перед Богом, не боясь слов Христовых: не судите, да не судимы будете.
Судят и меня, архипастыря вашего; судите не столько вы, — пожалуй, от вас такое осуждение может быть услышано в виде исключения, — но судят очень резко в Кирсанове и Моршанске. Судят те, которых я вправе назвать окаянными, — бродячие монахи и монашки, внушают народу, что я не настоящий архиерей, что мне не надо подчиняться, что я лишен благодати Божией.
А за что судят? За то, что я облегчаю страдания множества несчастных братьев наших, про. ливших кровь свою за нас, за то, что я спасаю от смерти многих и многих, стоящих не одной, а обеими ногами в могиле. Господь помогает мне извлекать их из могилы. Господь дал мне великое хирургическое искусство и глубину знания, и по завету двух покойных Патриархов — Тихона и Сергия — я не смею прекращать свою хирургическую деятельность. Этого требовали от меня покойные Патриархи.
А эти окаянные, которые все знают лучше Патриархов, говорят: «Какой же это архиерей, который сегодня служит в храме, совершает Литургию, а завтра идет проливать кровь человеческую?» Вот до каких пределов доходит осуждение человеческое, вот на какую неправду способны люди!
Да не будем повинны мы в таком страшном грехе осуждения, от которого в высшей степени трудно избавиться, ибо грех этот так въелся в сердца наши, что отделаться от него своими силами мы не можем.
Как же нам быть? Поучимся у апостола Павла, наставляющего нас: Братие мои, укрепляйтесь Господом и могуществом Его (Еф. 6:10), — ибо только могуществом силы Господней можем мы избавиться от страшного греха осуждения. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. (Еф. 6:11-12).
Подобно тому, как в светлом лике Ангелов девять чинов, так и у сатаны есть начальства, власти, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба с грехом — это борьба против них. Это цель нашей жизни. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять (Еф. 6:13). Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие.
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. Только этой броней защититесь от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. И обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можете угасить эти стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие (см. Еф. 6:14-17). Этим мечом будете вы посекать всех духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12).
И если будете всегда вооружены так, как говорит святой апостол Павел, если будете воинами Христовыми, пламенными защитниками веры, то разженные стрелы лукавого отскочат от вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперед на борьбу с лукавым, с кознями диавольскими, с духами поднебесными! Аминь.




_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповідь Святійшого Патріарха Київського Філарета на тему: «Треба берегти свою совість чистою»

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!

Дорогі браття і сестри!

Господь сказав: “Якщо світло, що в тобі, є темрявою, то яка ж тоді темрява?” (Мф. 6, 23). Світильником у духовно-моральному житті людини є совість. Завдяки совісті людина розрізняє добро і зло. Совість має у моральному житті таке ж значення, як око для тіла. Совість обурюється, коли людина порушує моральний закон, здійснюючи гріх або злочин. Вона карає людину внутрішньою гризотою. За допомогою цього внутрішнього світильника люди, які не знають істинного Бога, можуть творити добро і тим догоджати Богу.
Апостол Павло каже: “Коли язичники, що не мають закону, з природи законне чинять, вони, не маючи закону, самі собі закон: вони показують, що справа закону написана у них в серцях, про що свідчить їхня совість і думки їхні, які то звинувачують, то виправдовують одна одну” (Рим. 2, 14-15).
З цього треба зробити висновок, що добро може робити кожна людина, незалежно від того, вірує вона в Бога чи ні, визнає вона Ісуса Христа Сином Божим, Спасителем світу, чи не знає Його. Жодна зла людина не може виправдатися перед Богом незнанням морального закону. Апостол Павло чітко каже: “Ті, які, не маючи закону, згрішили, поза законом і загинуть; а ті, які у законі згрішили, за законом будуть засуджені” (Рим. 2, 12). І навпаки, Богу приємні добрі справи, ким би вони не здійснювались. Про це свідчить історія з сотником Корнилієм, яку розповідає книга Діянь апостольських. Апостол Петро, який хрестив язичника Корнилія, каже: “Бог не дивиться на особу, але в усякому народі той, хто боїться Його і робить по правді, угодний Йому” (Діян. 10, 34-35).
У цих випадках люди керуються голосом совісті. На жаль, цей внутрішній голос люди заглушують, і тому він стає слабким, а у багатьох просто вмовкає. При затьмареній совісті життя людини стає гріховним і злим, тому що за її бездіяльності всі сили людського духу спрямовуються на зло. Подивіться на життя багатьох наших сучасників. Хіба у своєму житті вони керуються голосом совісті? Чимало з них можуть сказати, що вони не вірять у Бога. Невір’я аж ніяк не може виправдати гріховного життя, а тим більше – злочинів. На те є совість. Але біда цих людей у тому, що вони втратили совість. Вона у них мовчить.
Люди, звичайно, не народжуються з потьмареною совістю, а самі доводять її до потьмарення своїм гріховним життям. Вони самі добровільно перетворюють своє внутрішнє світло на темряву, і притому не раптово, а поступово.
Зародок гріха з’являється в людині разом з її народженням. Ця природна схильність до гріха спонукає людину робити зло. Але, з іншого боку, совість, яка притаманна людській природі, відводить людину від гріха, підказує її розуму, що цього робити не треба, що це незаконно і богопротивно.
Благо людині, якщо вона послухається голосу своєї совісті і буде жити за її вказівками. Але часто буває, що люди намагаються заглушити різними засобами голос совісті і, не зважаючи на її вимоги, ідуть не тим шляхом, який вона вказує, а тим, який більш приємний для почуттєвих пристрастей, і таким чином люди відхиляються з правильного шляху життя.
Однак перший крок до гріха, перший злочин не проходить для людини безслідно. Совість повстає проти гріха, людина зазнає її докорів. Вона внутрішньо мучиться і страждає. Тоді на допомогу гріху приходить лукаве мудрування. Воно намагається применшити гріх в очах того, хто вчинив його, вказує на різні обставини, що виправдовують його. Лукаве мудрування наводить у приклад інших людей, які роблять ще гірше. І все це для того, щоб заспокоїти совість. І вона з часом немовби впадає у забуття і заспокоюється, а точніше – поступово заглушується. При повторному гріху совість хоча і обурюється, але не з такою силою. А з часом при гріхах, що повторюються, вона зовсім замовкає, і людина чинить зло без усяких докорів сумління. Горе таким людям! Вони йдуть неправильним життєвим шляхом, який приведе їх до загибелі, якщо вони не покаються.
Церква закликає до покаяння, щоб ми, через сповідь і причастя Святих Таїн, очищали свою совість від гріховного накипу і відновлювали її голос. Якщо совість буде викривати когось у чомусь, не треба заспокоювати її різними лукавими засобами, не треба переконувати себе у тому, що ти нічого страшного не вчинив. Якщо совість непокоїть, значить, ти зробив злу справу, бо за добрі справи вона не буде тривожити тебе. Добрі справи викликають у душі радість і задоволення.
Будемо ж берегти свою совість чистою. Бо якщо наша совість буде чистою, то і життя наше буде благочестивим і праведним.
Амінь!


______________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 27-ю по Пятидесятнице после Литургии в Богоявленском соборе г. Ногинска

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
18 декабря 2011 года, в неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил г. Ногинск Московской области, где в Богоявленском соборе — главном храме Богородского благочиния Подмосковья — совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского и Усть-Илимского.


Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!


С большой радостью я совершил сегодня Божественную литургию здесь, в Богородске, в Богоявленском храме, у мощей святого священномученика Константина. Мне хорошо известна история посещения этого града моим блаженнопочившим предшественником Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, причисленным к лику святых исповедников Российских.
В том далеком 1918 году, когда народ, соблазненный лживыми обещаниями, народ, утративший духовные ориентиры и национальное религиозное самосознание, бросился в бездну, в которой, как мы знаем, позднее погибли десятки миллионов людей, — в тот самый год святитель Тихон посетил Богородск, и здесь произошло нечто, ставшее ясным свидетельством способности православных людей объединяться вокруг своего Патриарха, вокруг своей Церкви. Более 100 тысяч человек собралось здесь и приняло участие в грандиозном крестном ходе. То ли не было свидетельством силы русского православного народа? То было реальное свидетельство духовной силы и веры.
Но мы знаем, что и самое сердечное и искреннее выражение веры и преданности Церкви не остановило руку гонителей, и участвовавший в этом крестном ходе настоятель собора протоиерей Константин был в том же году жестоко убит, приняв мученический венец. Его закололи за правду, которую он проповедовал, за веру, которой он делился со своей паствой, — закололи штыками, но не насмерть, а бросили в могилу и закопали живым. Но эта могила не была забыта людьми, и когда наступило иное время и народ наш опамятовался, обретя способность не только вспомнить прошлое, но и искупить грехи свои, тогда и было совершено прославление святого священномученика Константина, мощи которого почивают здесь и сила благодатного воздействия которого несомненно распространяется на тех, кто с верой притекает к этим мощам, а также на град Богородск и на всю Богородскую землю.
Благодарю Вас, владыко, что Вы указали в своем слове на эту связь между благодатным духовным воздействием священномученика Константина и теми достижениями в церковной жизни, которая осуществляется здесь, в том числе под Вашим архипастырском водительством. Школы, гимназии, детские сады, большое количество молодежи сегодня по молитвам святого священномученика Константина пребывают в церковной ограде. А это значит, что они являются наследниками тех, кто в самое тяжкое время оказался способным сказать миру правду, как сказал эту правду святой священномученик Константин.
Как же можно говорить Божию правду миру? Не скажет ли кто-то, что это твоя собственная правда, а не правда Божия? Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Ефесянам помогает нам понять, при каких условиях человек обретает силу говорить Божию правду, обретает непреткновенную силу противостоять лжи, в какие бы привлекательные обертки эта ложь ни облекалась. А слова эти такие: «Облекитесь во всеоружие правды Божией, чтобы противостоять вам козням диавольским, препояшьтесь истиной, облекитесь в броню правды, обуйтесь в сандалии служения миру» (см. Еф. 6:11-15). Для нас эти слова — это не отдаленное эхо двухтысячелетней давности. Эти слова есть не что иное, как живой призыв к каждому жить по вере, облекаясь в Божию правду. Только тогда мы можем противостоять козням диавольским, только тогда никакая пропаганда, никакой обман, никакой соблазн не помешают людям жить в соответствии с этой правдой и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. Но если мы эту правду Божию растеряем, если откажемся от нее, то мы утратим силу самоопределения, силу жить по своей совести и убеждениям, потому что тогда мы будем жить по чужим убеждениям, умело предлагаемым нам сегодня могущественными средствами массовой информации.
Сегодня труднее, чем во времена Патриарха Тихона и святого священномученика Константина, потому что информационный поток, который обрушивается на человека, имеет большую силу разрушения, чем в те времена, хотя и того потока хватило, чтобы разрушить и страну, и Церковь, и погубить миллионы человеческих жизней. Но именно сегодня пред лицом грозных опасностей мы должны как никогда помнить дышащие огненной правдой апостольские слова «облекитесь во всеоружие Божие, без которого будете легкой добычей диавола» (см. Еф. 6:11), — который лжет, соблазняет, вводит в заблуждение, привлекает в союзники человеческую логику, а иногда и людей достаточно образованных и просвещенных, но безоружных пред ним, ибо они не облеклись в правду Божию.
Дай Бог народу нашему никогда не забывать этих слов апостола Павла, никогда не забывать подвиг новомучеников и исповедников Российских. А если кто и забудет, приезжайте сюда, в Богородск, нынешний Ногинск, поклонитесь мощам настоятеля сего храма, заколотого не до смерти, но задушенного в могиле за одну только Божию правду. И, может быть, перед этими останками, перед этими мощами совесть заговорит, сердце пронзится, ибо что еще нужно сказать и сделать, чтобы убедить человека в правоте правды Божией?!
Пусть Господь хранит Отечество наше, всю историческую Русь, но в эти дни особенно — Россию. Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая. Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права.
А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел. Если же для кого-то эти слова покажутся анахронизмом, смею таковых разочаровать: не может быть анахронизмом слово, живущее 2 000 лет и возрождающее в человеке самые сильные и самые прекрасные чувства.
Пусть Господь молитвами святых новомучеников и исповедников Российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений.
Я хотел бы, Ваше Высокопреосвященство, в память о пребывании в этом соборе преподнести Вам Казанскую икону Божией Матери. Пусть она, как дар Патриарха, пребывает в этих священных стенах. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО ВЛАДИМИРА НА ТЕМУ: «ХРИСТОС ОСВОБОЖДАЕТ НАС И ОБЪЕДИНЯЕТ»

8-го грудня свято на честь святого мученика Климента, єпископа Римського (101) та святителя Петра, Архієпископа Александрійського (311).  9-го грудня 27-ма неділя по П’ятидесятниці
Трудно переоценить значение главной темы предстоящей в 1975 г. в Найроби (Кения) V Ассамблеи ВСЦ. "Иисус Христос освобождает и объединяет" — в этих словах заключено все христианское богословие; они являются альфой и омегой всего новозаветного учения. Слова эти с предельной краткостью определяют спасительное дело Христово на земле, причем они не ограничивают этого дела только Его земным служением и жертвенным голгофским подвигом. В них как бы сокрыты другие, не менее важные слова, сказанные Самим Христом: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5,17). Христос и сегодня совершает Свое спасительное делание, причем не только внутри Своей Церкви, но и вне ее, ибо "есть у Меня, — говорит Он, — и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин.10,16).
"Христос освобождает и объединяет", — эти слова, вместе с тем, взывают и к нашей активности. В них раскрывается высший идеал человеческой жизни и усматривается конечная цель людского бытия. Это не только утверждение, но и призыв. Призыв к человеку, к его соработничеству с Богом в обновлении, возрождении, освящении. На первый взгляд может показаться, что эти слова говорят только о Христе и что только Христос, и никто иной, совершает наше освобождение и единение. Но считать так — значит глубоко ошибаться. Мы пока не останавливаемся на самих терминах "освобождение" и "единство". Сейчас мы лишь свидетельствуем, что это делание на земле не есть только акт Божественный. Скажем даже более: как таковое, т.е. как акт односторонний, оно никогда не было бы совершено Богом. Это утверждение отнюдь не отрицает всемогущества Божия. Оно лишь подчеркивает, что Христос спасает человека не столько силой Своего всемогущества, сколько силой Своей любви. Любовь же в сущности такова, что никогда "не ищет своего" (1 Кор. 13,5), но сообразуется с желанием и стремлением любимого существа. Скажем кратко: Бог не спасает нас без нас. Спасающее действие Сына Божия в мире не является "чудодейственной амнистией". Следовательно, и освобождение, и единение возможны при нашем, человеческом, сотрудничестве с Богом, независимо от того, совершаются ли они в личном плане или в плане общественном. В противном случае наша христианская активность не имела бы смысла. Не имела бы смысла и наша богословская дискуссия. Но мы, тем не менее, все же свидетельствуем, что именно Христос освобождает нас и объединяет. Это свидетельство возникает на основании глубокого убеждения в том, что только во Христе мы и "живем, и движемся, и существуем" (Деян.17,28), что только в Нем наше спасение и что без Него мы не можем осуществить никаких наших добрых начинаний (Ин.15,5). Христос есть лоза, а мы — ее ветви, и именно поэтому мы говорим о нашем возрождении как о даре Божием. Христос освобождает нас и объединяет — это действительно дар всем нам. Однако воспринять его, воспользоваться им должен каждый человек, каждая человеческая община.
Мы обращаемся к данной теме, устремляясь к вечности и в то же время пребывая в условиях нашего короткого земного бытия. Это предъявляет особые требования к нашей деятельности. Здесь одинаково опасны как полное забвение мира, пренебрежение миром и "яже в мире", так и двойственность, раздвоение между Богом и миром, служение "двум господам" (Мф.6,24). В первом случае мы ставим себя вне условий нашего существования и развития, в отвержении земли теряем путь на небо. Во втором — дробим, мельчим единую цель нашего бытия, размениваем ее на тленное и преходящее, ошибочно видя в нем ценность. В этом случае, хотим мы того или не хотим, мы также изменяем своему призванию и начинаем служить земле, забывая о небе.
Все это говорит о сложности поставленной перед нами проблемы. Свобода и единство — слова не только дорогие всем, но и чрезвычайно трудные для восприятия и понимания.
Христос освобождает нас. Человечество ныне все более и более сознает, что только в условиях подлинной и совершенной свободы возможно всестороннее и полное развитие личности. Поэтому борьба за достижение свобод гражданских, свободы слова, печати, митингов и собраний, свобод политических приобретает сейчас все больший размах. Это — доброе знамение времени. Но наряду с этими отрадными переменами мы нередко являемся свидетелями других, печальных явлений, которые, создавая видимость свободы, приносят человеку и человечеству огромный вред. Уже ап. Петр предвидел такое злоупотребление свободой и предупреждал христиан, чтобы они поступали, как "рабы Божий", как истинно свободные, а "не как употребляющие свободу для прикрытия зла" (1 Пет.2,16). Подобное предостережение мы встречаем и у ап. Павла. "К свободе призваны вы, братия, — пишет он галатийским христианам, — только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал.5,13). Свобода — это не произвол и не средство для потворства своим страстям и преступлениям. Христос, призывающий нас встать на путь истинной свободы, определил этот путь как узкий и тернистый. Освобождение во Христе, как это ни парадоксально, совершается только с отвержением своей греховной воли, своей самости и, наконец, самого себя. В этом — сущность христианского освобождения, только это может привести нас к свободе, которую предлагает нам Христос как дар истинной жизни, как залог бессмертия, жизни в Боге и с Богом. Эту свободу мы должны приобрести, победив самое тяжелое и самое губительное рабство на земле — рабство греху.
Естественно, никто не станет отрицать истинности слов ап. Павла, сказавшего: "Все мне позволительно" (1 Кор.6,12). Но никто не вправе в то же время определять свою свободу только этими словами и забывать последующие слова апостола языков: "...но не все полезно" (1 Кор.6,12). "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною", — так определяет ап. Павел закон христианской свободы (1 Кор.6,12). Духовное освобождение человека есть прежде всего освобождение от греха, так как только грех служит препятствием к свободе духовной. В свое время фарисеи не поняли Христа, призывавшего их к освобождению (Ин.8,32-36). Иудеи считали, что если они — "семя Авраамово и не были рабами никому никогда", то, следовательно, всегда обладали подлинной и совершенной свободой. Слова Христа: "Всякий, делающий грех, раб есть греха" (Ин.8,34) — не вмещались в них. В этой беседе с фарисеями Христос показал, что ни политическая, ни гражданская, ни даже религиозная свобода, как бы ни были они важны и необходимы сами по себе, тем не менее, ни в коей мере не могут заменить подлинной духовной свободы. Рабство же греху, духовное разложение фактически сводит на нет достижение всех человеческих свобод.
Свобода — это величайшее благо. Ради нее люди совершают великие подвиги, идут на смерть. Но она в то же время и "меч обоюдоострый", ибо сразу же переходит в свою противоположность, как только люди начинают неправильно пользоваться ею. Здесь всегда сокрыта опасность пойти по пути ложной свободы, признавая ее за истинную. Мы уже не говорим о тех, кто умышленно злоупотребляет своей свободой, прикрывая ею совершаемое ими зло (1 Пет.2,16).
Мы считаем, что свобода, которую несет нам Христос, определяет в нашей жизни очень и очень многое. И поэтому в ее свете и должны, в конечном итоге, строиться наши взаимоотношения и определяться все прочие человеческие свободы. А это налагает на нас, христиан, сугубую ответственность и ставит перед нами большие задачи. В наш век, когда люди доброй воли всей планеты стремятся к подлинной свободе, нам необходимо помочь им. Это, естественно, не означает, что мы должны включиться в политическую, социальную или иного рода борьбу, выходящую за рамки христианства. Однако и абсолютно пассивными в этой области мы также быть не можем, ибо по заповеди Христовой нам необходимо явить себя как свет мира, как соль земли (Мф.5,14,13).
В связи с этим весьма отрадно отметить, что мы, христиане, намечаем сейчас в богословии новые перспективы и начинаем разрабатывать, определять весьма важный и существенный раздел христианского учения — "богословие освобождения". Мы обращаемся сейчас к перспективам, близким сердцу людей, для которых не без причины понятие свободы близко к вершине человеческого идеала, в то время как их возрастающее восприятие зла, в разнообразных формах причиняющего страдания человечеству, делает этих людей более нетерпимыми и более настойчивыми в их стремлении к освобождению. Таким образом, речь идет о всевозрастающей нетерпимости людей доброй воли ко всем формам зла, а следовательно, и ко всем формам порабощения. Руководствуясь законом христианской свободы, мы и должны сейчас помочь человечеству, стремящемуся к одному из необходимейших благ — свободе, приобрести этот ценнейший дар Божий и всемерно содействовать его проявлению и развитию.
Христос не только освобождает нас, но и объединяет. Начала единения коренятся уже в самой христианской свободе, ибо последняя возвращает нас к тому неповрежденному состоянию, в каком пребывал первозданный человек до своего грехопадения. Разделение пришло с грехом. Грех раздвоил человеческую личность. Человек, потерявший божественный дар свободы и ставший "рабом греха", потерял и свою целостность. Его эгоистическое "я" в своем стремлении к независимости нарушило единство и с Богом. То, что мы, к прискорбию нашему, наблюдаем в мире до сих пор, а именно: недоверие, непонимание, разделение, вражду, угрозы — все это также пришло вместе с рабством греху и потерей свободы.
Однако творческий замысел не изменился. Мы снова призываемся к свободе (Гал.5,13). Мы снова слышим Божественный призыв: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин.17,21). В этом призыве Христос не полагает никаких ограничений или препятствий ни для эллина, ни для иудея, ни для варвара, ни для скифа, ни для раба, ни для свободного (Кол.3,11). У Бога нет лицеприятия (Рим.2, И); пред Ним все равны. Христос призывает нас к абсолютному единству, к единству без условностей и ограничений, к единству любви. Он хочет, чтобы люди представляли собой не безучастную, конкурирующую или враждебную толпу, а массу, влекущую за собой себе подобных, своих товарищей, своих братьев, для которых проявить любовь и содействие является долгом и честью. Христос Сам объединяет нас. Значит, только от нас зависит, что встречает Он на этом пути единения: открытые ли сердца, сочувствие и любовь, или же барьеры враждебности, косности и недоверия, замкнутость и холодность. Завет единства, оставленный нам Христом, несмотря на существующее состояние разделения, должен всегда ободрять нас, преисполнять оптимизмом и радостью, побуждать к активности и доверию. Следуя этому завету всеобщего единства, нам необходимо трудиться для его созидания на всех уровнях и во всех аспектах. Наша постоянная обращенность ко Христу и созидаемая в Нем жизнь побуждают нас, прежде всего, обращаться к богословскому обоснованию всечеловеческого единения. И мы действительно находим здесь незыблемое основание такого единства и усматриваем залог нашего успеха. Экуменические связи и контакты, помогающие нам видеть друг в друге братьев, сотворенных "от одной крови" (Деян.17,26) и спасенных кровью Единородного Сына Божия, также должны развиваться. Но и здесь мы не можем полагать предела и останавливаться в нашем делании единения, ибо призыв: "Да будут все едино" — не позволяет нам этого сделать. Все, кто стремится к единству, кто жаждет его, должны видеть и находить в нас единомышленников и сотрудников в этом деле. Мы все, и христиане, и нехристиане, в равной мере страдаем от кровоточащей раны раздоров и разделений. В равной мере все мы должны и стремиться к благословенному миру, к всеобщему единству, к подлинному человеческому прогрессу.

http://www.orthos.org/grodno/books.html


____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Видеофильм: Архимандрит Тихон (Шевкунов) о "Несвятых святых"

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії