Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    листопада 2019    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

У вигляді списку

Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
Березень 2018 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія Переможця

6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія Переможця

Автор: mitropolit от 4-05-2015, 13:16
6-го травня, у середу, велике свято на честь святого великомученика Георгія Переможця (кінець ІІІ-го початок ІV-го століття. Рідний племінник святої рівноапостольної Ніни, просвітительки Грузії).
_____________________________________________________________________________________


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ЛУКИ (ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКОГО)
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія  Переможця
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше" (Ин. 19-20).
Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим.
Малое стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все – заповеди любви, которые исполняют заповеди Его.
А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках.
А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.
Почему придаю я такое огромное значение подвигу святых мучеников?
Прежде всего потому, что своей кровью, своей безмерной любовью к Господу Иисусу Христу они в огромной мере содействовали проповеди апостолов Христовых.
Подумайте, если бы не было десятков тысяч святых мучеников, то разве проповедь о воскресении Христовом, о воскресении распятого Господа нашего могла бы иметь такую силу – всепокоряющую силу?
Разве могли бы все народы в течение немногих веков уверовать в распятого еврейского Учителя, как Истинного Сына Божия, как Спасителя всего рода человеческого?
Язычники смеялись бы над верой в Распятого, если бы вера не была утверждена Его воскресением из мертвых, если бы апостолы не имели права проповедовать о Нем, как о Распятом и Воскресшем, как об умершем и Воскресшем, как о Победителе смерти, Победителе диавола.
А в этом великом деле святые мученики имели самое глубокое, самое действенное участие, ибо знаете вы, какое потрясающее впечатление на зрителей-язычников и даже на самих палачей их имели их страдания, когда бесстрашно и молчаливо, а иногда даже с благодарением на устах претерпевали они ужасающие истязания.
Празднуем ныне вместе с памятью св. Георгия Победоносца и память Александры, жены того окаянного Диоклетиана, который более всех римских императоров истязал и мучил христиан.
Знаете вы, что зрелище страданий великомученика Георгия внезапно обратило к вере во Христа и эту чистую сердцем женщину, и бесстрашно объявила она себя христианкой пред своим страшным супругом, и потерпела смерть за Христа Господа нашего вместе с великомучеником Георгием.
Почему так огромно значение для всего мира христианского крови мучеников? Потому, что эта кровь окропляет и освящает землю; потому, что этой крови более всего боятся и трепещут и сам диавол и темные ангелы его.
И еще в другом отношении имеют глубочайшее значение подвиги святых мучеников. Они служат для нас самих ярким примером ничем непоколебимой веры во Христа и любви к Нему. И должны мы стыдиться, если проявляем малодушие, боясь страха там, "иде же не бе страх".
Сами мученики не боялись никого и ничего, не соблазнялись никем и ничем.
Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил, как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве.
Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична.
От пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них. Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его; помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью – ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня Диоклетиан повелел доложить, как сожжен св. Георгий, то пришли к нему посланные и доложили, что Георгий невредим. Когда предстал великомученик живым пред Диоклетианом, тот не поверил глазам своим.
Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.
Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым?
Разве не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или неверуют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречений от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф. 10, 33).
Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь"?
Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.
Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою.
Они укрепляют веру нашу и любовь своими чудесами, ибо большинство из них творят чудеса. Знаете от пастырей своих о чуде, три раза совершенном великомучеником Георгием, освобождения от плена юношей, томившихся и страдавших в неволе. Помните, как внезапно, когда, помышляя о родном доме, о празднике великомученика, должны были они подавать яства или вино господам своим, совершенно внезапно восхитил их Георгий Победоносец на белом коне и в одно мгновение перенес в дом родителей их, совершавших в это время память великомученика.
Такие чудеса разве не служат великим и могущественным укреплением вашей веры в то, что говорил Господь Иисус Христос? Ведь Он говорил, что верующие в Него совершат не только такие чудеса, какие Он творил, но и больше их совершат. И творили мученики величайшие дела и утвердили истинность этих слов Христовых.
Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представлялся нам в воображении нашем.
Возлюбим всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы ныне.
Аминь.

____________________________________________________________________________________

Слово Митрополита Антония Сурожского в день святого великомученика и Победоносца Георгия

6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія  Переможця
На этой неделе мы будем праздновать день великомученика Георгия, покровителя Великобритании, и я хочу сказать несколько слов о нем.
На иконе Георгия Победоносца мы видим человека, у которого оказалось мужество и смелость сразиться со злом, сразиться не только ради себя самого, но ради чего-то большего, чем он сам, и сразиться с ним лицом к лицу, зная, что это может стоить ему жизни. Святой Георгий изображается в виде бесстрашного Рыцаря, бьющегося с драконом, а у ворот дворца стоит девушка, которую он хочет спасти и которая ждет либо его победы, либо своего позора и смерти.
И вот в каждом из нас есть нечто, символом чего могла бы быть эта чистая девушка: наше целомудрие, наша чистота, и честность, и цельность, и столько других вещей, которые делают нас родными Живому Богу. И против всего этого ополчаются силы зла, как дракон на иконе, готовые растерзать эту красоту, так, чтобы не осталось ничего, кроме смерти, разрушения и пораженности — не только нас самих, но и Бога. Но в каждом из нас есть величие и щедрость души, высокий дух рыцарства, который может быть поднят на борьбу за все то, что чисто, что благородно, за все великое и ради красоты этих свойств, но одновременно и ради Господа, Которому эта Красота принадлежит, как принадлежит Невеста возлюбленному и чистому Жениху.
И этот образ святого Георгия — это призыв, обращенный ко всем нам: зло распространилось повсюду, оно не только рыщет вокруг нас, оно таится и в нас самих, стараясь побороть всю эту красоту и цельность; и мы призваны вступить в бой и бороться для того, чтобы зло было побеждено, и не только ради нас самих, и не только ради Бога, но ради всякого, кого зло, может быть, отравляет и разрушает.
Вглядимся же в течение этой недели в эту икону, хотя бы мысленно, если у нас ее нет, и поставим себе вопрос: что в нас есть такого, что стоит у дверей царских палат, у врат Царствия Божия, готовое войти в него, если только оно будет освобождено от оков, в которые зло заключило его, если только оно будет спасено от гибели, куда зло пытается ввергнуть его. Вглядимся также и в зло, которое пребывает в нас, и примем вызов, как его принял витязь добрый святой Георгий, и будет ли нам это стоить жизни, или будет это стоить злу поражением, выйдем на арену, вступим в бой, и пусть всё прекрасное, великое и благородное будет в нас защищено, спасено, освобождено, и вступит во дворец, в Царство Живого Бога, Который ждет нас с такой любовью, с такой верой, с такой непоколебимой надеждой! Аминь.


_____________________________________________________________________________________


6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія  Переможця


История жития святого великомученика и победоносца Георгия

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры.
Но как же повел себя этот блистательный юноша, когда император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки.
Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике. Раздав все имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперед:
- Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.
Все удивились смелой речи Георгия. Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам.
- Эта истина - есть сам Иисус Христос, гонимый вами, - ответил святой, - я раб Христа, Бога Моего, и пришел сюда свидетельствовать об истине.
Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: "Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я - терпеть мучения".
После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки - колесо, истыканное железными остриями. После колесования, когда все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою". Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя бога.
Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увиде ли чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру - запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю.
- Скажи, Георгий, - начал Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.
- Царь, - отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах.
Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскаленными гвоздями внутри. В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: "Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился".
Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: "Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет."
Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить.
Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.
После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому.
Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: "Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты - Бог истинный и всемогущий!" Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: "Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?" Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим.
Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля (6 мая) 305 г.
По преданию, святой Георгий совершил множество подвигов. Из них, как самый славный, отмечается следующий.
На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.
Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их:
"Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея". После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.
Увидев это чудо, 25000 идолопоклонников приняли христианство.
3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

Из "Жития Святых"



Тропарь Георгию Победоносцу

Яко пленных свободитель и нищих защититель, / немощствующих врач, Царей поборниче, / победоносче велико мучениче Георгие, /
моли Христа Бога / спастися душам нашим.



_____________________________________________________________________________________

Великомученик Георгий Победоносец

6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія  Переможця
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.


_____________________________________________________________________________________

Слово Митрополита Омского и Тарского Феодосия в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца (6 мая 2009 г.).


Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, темже и венец приял еси победы. Из тропаря святому великомученику Георгию


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

6-го травня свято на честь святого великомученика Георгія  Переможця
Каждому из нас близок и дорог образ светлого юноши на белом коне, поражающего копьем чудовище. Во всех концах земли Российской сияет лик святого Георгия Победоносца, слышится звонкая поступь его скакуна – нет епархии, где во имя его не созидались бы храмы, не прибегал бы к его заступничеству с теплой молитвой народ православный. Святой Георгий явился Небесным покровителем мудрых и храбрых князей, собирателей Русской державы. Его победа над змием стала гербом первопрестольной Москвы, символом Святой Руси. Даже бездуховность нынешнего века не затуманила образ светлого воина Христова в памяти народной: знаменитая новгородская икона святого Георгия Победоносца воспроизводилась во множестве книг по искусству, в школьных учебниках. Выходец из Сирии, римский полководец, святой великомученик Георгий совершал свои земные подвиги вдали от нас, но богатырство и удаль, мужество и стойкость сделали его родным духу славянского благочестия.
Имя Георгий в переводе с греческого означает «земледелец». Святой Георгий Победоносец не сеял зерно и не собирал урожай, его ремеслом был ратный труд – и все же он был великим земледельцем пред Господом. Не железным своим копьем, хоть и грозным для врагов, снискал он вечную славу – нет, копьем духовным, непобедимым оружием веры возделывал святой Георгий нивы человеческих душ, собирая обильную жатву, во множестве выводя людей из языческого мрака к Свету Христову. Так, одним своим деянием – победой над свирепым змием – обратил он к Богу Истинному огромный город Бейрут.
Победа святого Георгия над бейрутским чудовищем, строго говоря, не являлась чудом – это был просто подвиг мужественного воина. Скорее всего, поселившийся близ Бейрута «дракон» принадлежал к почти исчезнувшему виду пресмыкающихся, подобных которым и в наши дни изредка встречают мореплаватели, а еще несколько десятилетий назад такого «змия» не раз видели в водах шотландского озера Лох-Несс. Но бейрутская рептилия, несомненно, была особенно страшной тварью: войско сирийцев, известное своей храбростью, при виде этого змия испытало суеверный ужас и не осмелилось с ним сразиться.
Чудовище терроризировало всю округу, похищало и пожирало людей, так что в городе постоянно были скорбь, печаль, вопли и плач великий. Будучи язычником, царь Бейрута обратился за помощью к своим лжебогам – и бесы, вещавшие в идольских капищах, дали ему гнусный совет приносить змию человеческие жертвы. С тех пор жители города стали ежедневно выводить на берег озера, где обитало чудовище, кого-нибудь из своих сыновей или дочерей, и змий беспрепятственно лакомился человечиной. Царь был наделен чувством справедливости: в список тех, кто был обречен платить чудовищу жуткую дань, он включил и собственную семью. И вот однажды страшный жребий пал на единственную дочь царя. Долг перед народом, как понимал его царь, заставил его превозмочь скорбь отцовского сердца, а юную царевну – безропотно пойти на смерть.
Горожане совершили ставший уже обычным тоскливый обряд – девушку в праздничных одеждах вывели на берег озера и оставили там. В одиночестве, горько рыдая, ждала несчастная, что вот-вот появится чудовище, раскроет страшную пасть, начнет рвать когтями и пожирать ее тело. Внезапно она услышала цокот копыт и сквозь слезы увидела незнакомого воина на коне, молодого и красивого. «Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?» – спросил юноша у обреченной в жертву змию.
Эта встреча не пробудила в сердце царевны никаких надежд. Что мог сделать один всадник там, где оказалось бессильным все войско Бейрута? Со своей неминуемой гибелью она смирилась, но ей стало жаль доброго и прекрасного незнакомца. Беги скорее отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мной, – сказала она молодому воину. Но всадник не уезжал. Тогда она, страшась уже не за себя, а за него, пытаясь уберечь незнакомца от напрасной и лютой смерти, стала торопливо говорить о чудовище, которое вот-вот появится здесь, то и дело прерывая свой рассказ и заклиная юношу: Беги! И меня не спасешь, и сам погибнешь!
Однако юноша не собирался бежать, не страшился змия-людоеда. Это был святой Георгий – не просто отважный солдат, но воин-христианин, служитель Бога Вселюбящего. Сын христианского мученика, он помнил, как светло и радостно принял кончину за веру его отец, и не боялся смерти. Сын благочестивой матери, он с детства всей душою воспринял Учение Божественной Любви, заповедующее помогать слабым и обездоленным. Святой Георгий твердо знал обетование, которое Господь дал верным Своим: На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90, 13). Ни земные чудовища, ни адские полчища не пугали святого Георгия Победоносца, и он сказал несчастной царевне: Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего Бога Истинного спасу тебя от змия.
Девушка не поняла его слов и не поверила им. В это время из воды показалось чудовище, и она закричала: Беги, человек, вот змий уже идет!
Но тверже скалы встал на пути змия-губителя светлый всадник на белом коне. Верным был глаз, крепкой рука, острым копье святого Георгия – но воистину непобедимым было оружие веры Христовой, облекавшее душу Победоносца. То, что оказалось не по силам многочисленному бейрутскому войску, легко и просто совершил один воин Бога Всемогущего. Копье святого Георгия вонзилось в гортань змия, белый конь попрал рептилию ногами.
Да, чудовищный змий оказался уязвимым для земного оружия. Но подвиг святого Георгия был истинным чудом – чудом христианского мужества, ибо во всем языческом мире не нашлось столь отважного воина, способного дерзнуть на подобный поединок, ибо страх всегда властвует над заблудшими душами.
По повелению святого Георгия спасенная им царевна связала раненое чудовище, и гроза всего края, змий-людоед заковылял вслед за ней, влекомый девичьей рукой. Так они вошли в город: девушка, ведущая чудовище, и святой Георгий. Горожане, поначалу в ужасе разбегавшиеся в стороны, наконец поняли, что произошло, – и возликовали. Посреди города святой Георгий мечом отсек голову змия, тушу его сожгли.
А затем в освобожденном от страха Бейруте святой Георгий проповедовал Христа Спасителя, милостью Которого был совершен этот подвиг. Затаив дыхание, внимали горожане благой вести о Сыне Божием, сошедшем с Небес и принесшем Себя в жертву ради спасения людей, учившем милосердию и любви, призывающем верных к Вечной жизни. Жители Бейрута, познав Бога Истинного, возгорелись праведным гневом на лжебогов, коим ранее поклонялись, восстали на бесов, которые лукавым обманом понудили их отдавать своих детей на растерзание чудовищу. Духовно прозревший народ бросился разрушать идольские капища. В этот день приняли святое Крещение десятки тысяч людей – почти все население Бейрута, крестился и царь. Такова была духовная жатва, собранная в родном краю святым Георгием Победоносцем.
Вскоре имя доблестного воина-каппадокийца стало известно повсюду в бескрайней Римской империи. Он отличался во многих битвах, там, где он сражался, была победа. Рим умел ценить храбрых солдат: святой Георгий, несмотря на свою молодость, получил высокое военное звание, вошел в свиту императора.
Но в то время близость к самодержцу была опасна для людей благородных и благочестивых, ибо Римом правил жестокий тиран Диоклетиан. Чистота жизни христианских общин являлась укором языческому нечестию, и это возбудило ярость императора-язычника – в начале IV века Диоклетиан воздвиг страшное гонение на последователей Спасителя. Одной из первых жертв этой бесовской злобы стал святой великомученик Георгий Победоносец.
Узнав, что его братьев и сестер по вере начали бросать в темницы, святой Георгий явился к императору, исповедал себя христианином и обличил тирана, творившего беззаконие в отношении ни в чем не повинных приверженцев Вселюбящего Спасителя. Император был поражен и взбешен: один из лучших римских полководцев, на которого возлагались большие надежды, заявил о своей принадлежности к запрещенному учению, дерзнул воспротивиться императорскому указу. Ни льстивые уговоры, ни щедрые посулы врага Церкви не действовали на мужественного исповедника: святой Георгий не только не отрекся от Господа, но и призывал тирана отказаться от заблуждения, предвещая ему вечные муки. И рассвирепевший Диоклетиан приказал отдать святого Георгия истязателям. Пытки, которым подвергся святой страстотерпец, были чудовищны. В его тело втыкали железные острия, отрезали куски живой плоти, швыряли его в известь... Однако Господь, призревающий на подвиг угодника Своего, ниспослал ему великое терпение – среди невыносимых мучений с уст святого Георгия срывались не стоны и крики, а хвала Всевышнему: Слава тебе, Владыко, не посрамляющий тех, кто на Тебя уповает. И великомученик, осененный благодатию Божией, посрамлял своих гонителей. Сам Диоклетиан выдумал для непокорного страстотерпца новую пытку – железные сапоги, утыканные длинными острыми гвоздями. Святой Георгий, стоя на искалеченных ногах, сказал, что ему нравится подаренная императором обувь.
Чем больше свирепствовали палачи, тем ярче становился Небесный венец, уготованный святому великомученику Георгию Победоносцу. В разгар пыток он слышал голос Христа Искупителя: Не бойся, Георгий, Я с тобою.Раны страстотерпца исцелял Ангел, приветствовавший его предвестием вечного блаженства: Радуйся!
Видя бессилие палачей, нечестивый Диоклетиан призвал на помощь колдунов-волхов, надеясь сломить святого Георгия силой бесовской. Однако колдовские зелья не оказали никакого действия на подвижника Господня. Когда святой Георгий благовествовал чудеса Иисуса Христа, исцеления и воскрешение мертвых, свершенные Сыном Человеческим, волхв Афанасий стал насмехаться над ним, говоря: Мы, наслаждаясь многими благодеяниями от богов наших, еще никогда не видали, чтобы они воскрешали из мертвых. Сей же, веруя в Распятого Бога, говорит, что Он совершил великие дела. Диоклетиан, ухватившийся за эти слова колдуна, потребовал, чтобы святой Георгий силою Бога своего воскресил мертвеца, заявив, что тогда и он уверует в Господа. Да, злые демоны, которым служили принимающие их за богов языческие волхвы, несут с собой только смерть и никому не могут вернуть жизнь. Но святой Георгий Победоносец был служителем Бога Жизнодавца. Не на свои человеческие силы – на Господа Всемогущего, Всещедрого и Всеблагого уповал он, когда отвечал требовавшим чуда воскрешения нечестивцам: Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца. Господь мой ради присутствующего народа сотворит то, что вы, искушая меня, просите.
Святого Георгия отвели к гробнице некоего человека, незадолго до того умершего. С великой верою и надеждой, со слезами воззвал смиренный раб Божий, святой великомученик Георгий, к Вседержителю: Дай роду сему лукавому знамение просимое и воскреси мертвеца, лежащего во гробе, на позор отрицающих Тебя, во славу Твою. Долго молился таким образом святой страстотерпец, а когда он произнес: Аминь, – содрогнулась земля, и воскресший мертвец вышел из гроба, славя Христа Спасителя.
Это святое славословие повторила толпа, потрясенная свершившимся чудом, обратившаяся к Истинному Богу. Волхв Афанасий упал к ногам святого великомученика Георгия, исповедуя Христа Господом, каясь в совершенных по неведению грехах и преступлениях своих.
Но слепое сердце богоборца Диоклетиана не дрогнуло и перед этим чудом Господним. Приписав свершившееся чародейству, нечестивый император повелел немедленно казнить и новообращенного Афанасия, и воскресшего мертвеца, а святого Георгия вновь отправить в темницу, надеясь измыслить новые способы сломить стойкость великомученика.
Тем временем жатва, которую собирал святой великомученик Георгий на ниве Господней, становилась все обильнее. Весть о чудесах, сопутствовавших страданиям великого страстотерпца Христова, привлекла к истинной вере сердца множества людей. Среди уверовавших была и жена нечестивого Диоклетиана, императрица Александра, впоследствии также удостоившаяся мученического венца. К темнице, где претерпевал заключение святой Георгий Победоносец, стекались жаждущие наставления в вере, приходили просящие исцеления больные, и все получали просимое. Однажды к великому страстотерпцу явился простодушный землепашец по имени Гликерий, горюющий из-за смерти своего вола. Выслушав его сетования, святой Георгий с улыбкой отвечал: Иди, брат, и не печалься. Вернувшись домой, Гликерий, к неописуемому своему изумлению, увидел воскресшего вола! Умиленный и восхищенный до глубины души, он сразу позабыл и про вола, и про пашню, и про все свои земные дела, и побежал обратно в город, громко восклицая: Велик Бог христианский! Тут же землепашца схватили стражники Диоклетиана и по приказу императора предали его казни – так простая душа Гликерия воссияла в мученическом венце.
Нечестивый Диоклетиан измыслил для святого Георгия еще один соблазн: предложил разделить с ним власть над империей, если он принесет жертву идолам. Но господство над мировой державой – ничтожная пустышка для того, кто ищет вечной награды в мире ином, Горнем Царствии. Как бы согласившись на щедрое предложение Диоклетиана, святой Георгий Победоносец пошел с ним в капище, заклял Именем Бога Истинного гнездившихся там бесов, и по его слову языческие идолы рассыпались в прах. Видя это, императрица Александра уже не смогла далее таить свою веру и начала громко славить Христа.
Слыша, что и супруга его исповедует Христа Спасителя, задыхаясь от бессильной ярости, Диоклетиан распорядился немедленно обезглавить святого Георгия. С чистой радостью, с кроткой молитвою преклонил под меч честную главу свою святой великомученик Георгий Победоносец – и душа этого доблестного воина Христова отлетела в блаженное Царствие, в объятия возлюбившего и возвеличившего его Господа.
Через год страшной, постыдной смертью умер богоборец Диоклетиан – он тяжело заболел, сошел с ума и уморил себя голодом. По прошествии веков имя его все более покрывается позором и архивной пылью, а о загробной участи нечестивого императора страшно и помыслить. А святой страстотерпец Георгий, пребывая в Горнем Царствии, все множит и множит свои благодеяния роду христианскому, избавляя пленных, помогая обездоленным, исцеляя болящих.
Ныне, в день памяти доблестного воина Христова, святого великомученика и Победоносца Георгия, торжественно славят своего Небесного покровителя прихожане храмов киргизского города Токмака и узбекского города Чирчика. Но особо славно это торжество в Самарканде, где светлый всадник Господень святой Георгий зримо явился на среднеазиатской земле.
Чудесное явление это было в 1961 году монахине Юнии, жившей при самаркандском Свято-Георгиевском храме. В то время по чиновничьему произволу храм был закрыт, но дружная православная община во главе с замечательным среднеазиатским подвижником архимандритом Серафимом (Суторихиным) хранила веру и упование, воссылала теплые молитвы Господу и своему Небесному предстателю святому Георгию. И вот однажды мать Юния во сне увидела святых великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, подъезжающих на конях к храму. Святой Георгий спешился, вошел в храм, отомкнул и растворил царские врата. Сразу после видения мать Юния поспешила рассказать о нем братьям и сестрам во Христе и поделиться предчувствием радости. В тот же день пришло официальное разрешение вновь открыть храм и продолжать в нем богослужения. Так святой Георгий Победоносец вступился за малый самаркандский храм, носящий его имя.
Дорогие во Христе братья и сестры! Велик перед Богом святой страстотерпец Георгий, сильно предстательство его перед Господом, во Имя Которого некогда совершил отважный воин Христов подвиг великого своего страдания. Не случайно день памяти святого Георгия Победоносца празднуем мы вскоре после всерадостной Пасхи Христовой. И в страстотерпческом подвиге святого Георгия, и в данном ему от Господа даре воскрешать мертвых слышится та же чудесная весть о победе над смертью, одержанной Христом Спасителем, а вслед за Ним – и верными Его последователями. Так возвеличивает Всещедрый Господь тех, кто стяжал твердую веру, неколебимую надежду, бессмертную любовь.
Грозная духовная брань вершится ныне в истерзанном нашем Отечестве. Не успела Церковь Российская свободно вздохнуть после десятилетий явных и скрытых гонений, как уже со всех сторон слышится угрожающее шипение. Не тела, но души людские силятся пожрать коварные драконы, заманивающие народ в сети блуда и наживы, в прелесть заморских ересей и расколов, в сатанинские игры экстрасенсов, оккультистов, теософов. Запад, сказки о процветании которого часто слышали мы в последнее время, вторгается в нищающую Россию змеиными полчищами совратителей. И как нужно нам то христианское мужество, с коим святой Георгий древле поразил свирепое чудовище, как нужны нам истинные победоносцы, драконоборцы, способные разрушить бесовские наваждения. А мы остаемся унылыми и малодушными, опустив руки, смотрим, как тысячами гибнут в змеиной пасти души сыновей и дочерей православного народа, как силы зла готовят окончательную гибель всему нашему Отечеству. В жестоком этом обстоянии духовная вялость наша есть смертный грех, за который каждый из нас должен будет дать ответ перед Господом Правосудным.
Вспомним же, какую отвагу явил в битвах и страданиях святой великомученик Георгий Победоносец, да ниспошлет нам Бог по святому его предстательству хоть толику явленного им неколебимого мужества. В наше смутное время невозможно христианину спасти свою душу без стойкости в вере, без деятельного сострадания и истинного братолюбия. Воззовем же к увенчанному сиянием доблести христианской святому Георгию Победоносцу: Яко пленных свободитель, и нищих защититель, и немощствующих врач, царей поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Аминь.


_____________________________________________________________________________________

Видеофильм № 1. Святой великомученик Георгий Победоносец.



_____________________________________________________________________________________

Видеофильм № 2. Святой Георгий Победоносец

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії