Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    вересня 2019    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

У вигляді списку

Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
Березень 2018 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума

1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума

Автор: mitropolit от 28-06-2012, 23:25
Дорогі брати і сестри у Христі! Прес-служба Московсько - Богородської єпархії Української Православної Церкви (КП) розміщує на своєму веб-сайті тлумачення (толкование) на Євангеліє від св. ап. Матфея про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума.
Ми пропонуємо на тему Євангелія, проповіді Святійшого Патріарха Київського Філарета, Блаженнійшого Митрополита Володимира (УПЦ МП) та Святійшого Патріарха Московського Кирила (відео) і Митрополита Сурозького Антонія на тему про благодійництво євангельського сотника, а також тлумачення (толкование) про зміст цього Євангелія українською та російською мовами. Також розміщуємо відеофільм про милосердя та благодійництво.

_______________________________________________________________________________________________________
Толкование на Евангелие от святого апостола Матфея в 4-ю неделю по Пятидесятнице об исцелении Спасителем слуги благочестивого сотника.

Мф., 25 зач., 8, 5–13

1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Он не говорит: «Слуга мой недостоин», но «я не достоин», хотя речь идет не о нем, а о его слуге. И мы удивляемся вере язычника: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Римский офицер принимает то, что книжники и фарисеи – учители Израиля – не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, – рассуждает сотник, – но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христова распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своею властью исполняет то, что с такой готовностью, в свою очередь, исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самою смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.
«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Ничему не удивляется Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – ничьей мудрости, ни уму, ни красоте этого мира, ни дивным событиям, которые происходят в истории. Он удивляется только вере и ее только ищет. Если Он находит веру хотя бы с зерно горчичное, то совершает великое чудо: «Иди, – говорит Иисус сотнику, – и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
Сегодняшнее Евангелие говорит о значении власти, государства – о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание. Апостол Павел говорит в своем Послании, что власть государственная, в частности римская власть, установлена для того, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, для того чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1–6). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хотят разрушить какое-нибудь государство, а затем и погубить народ.
Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божиему установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции – хранении мира от хаоса – христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон – гонитель христианской Церкви.
Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать больше Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником – за его глубокое понимание и смирение.
Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24–25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по настоящему, в Боге, по-христиански.
Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности для того, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.
Еще Христос говорит о множестве людей, которые придут ко спасению. Это означает, что речь идет о спасающихся не в одном месте и не в одно время, но когда все они соберутся и с востока, и с запада, – когда всех их соединит Господь, несмотря на расстояние, которое их отделяет. Тогда их будет великое множество. И тогда сыны Царства, которые считают себя спасающимися только потому, что принадлежат к истинной вере, но не живущие по этой вере, и лишенные сострадания в наше жестокое время – будут изгнаны вон.
Господь говорит о том страшном унижении и позоре, которым будут подвергнуты эти люди. Они будут извергнуты »во тьму внешнюю» – в тот внешний мир, который они считали нечестивым и недостойным сострадания. В этой кромешной тьме будет такая тьма, какой нет даже в сегодняшнем мире. Только абсолютная тьма, где нет никакой надежды на свет. А многие из тех, кто во внешнем мире – кто стремился к свету, и кому открывалась вера – будут сынами Царствия Небесного. Когда во внешнем мире наступит беспросветная тьма, когда исчезнет в нем любовь, тогда и придет кончина мира. От нас зависит – от нашего сострадания, участия в жизни страждущих людей – насколько еще продлится время на земле, и скольким еще людям будет дарована возможность для покаяния и обращения ко Господу.
Протоиерей Александр Шаргунов




_________________________________________________________________________________________________________

Проповідь Святійшого Патріарха Київського Філарета в 4-ту неділю по П’ятидесятниці. Богообраний народ – це ті, хто вірить у Христа Спасителя

1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума
В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!
Дорогі браття і сестри!

Один римський сотник просив Господа нашого Ісуса Христа про зцілення свого слуги. Господь сказав йому: “Я прийду і зцілю його” (Мф. 8, 7). Але сотник припав до ніг Христових і сказав: “Господи! Я недостойний, щоб Ти увійшов під покрівлю мою, але промов тільки слово, і видужає слуга мій” (Мф. 8, 8). Уже одне це свідчить, що сотник, будучи язичником, твердо вірив у Божественну всемогутність Ісуса Христа, в той час як і кращі з юдеїв не вірили в Нього. Тому Господь, почувши такі слова сотника-язичника, звернувся до людей, що йшли за Ним і сказав: “І в Ізраїлі не знайшов Я такої віри” (Мф. 8, 10). Христос був здивований простою і твердою вірою сотника і нагородив його за це зціленням слуги.
Яким добрим, смиренним і простим був сотник у своєму благанні за свого хворого слугу. “Я прийду до тебе”, – говорить Господь, а сотник каже: “Я недостойний, щоб Ти увійшов під покрівлю мою, але промов тільки слово”. Далі сотник пояснює свої міркування. Він говорить: “Мої слова і накази виконують, а Ти Бог Всемогутній, Ти привів світ із небуття в буття Словом Своїм, Ти все утримуєш і керуєш всім творінням, тому достатньо одного Твого творчого слова, і хвороба покине мого слугу”.
Ми знаємо, як поводилися юдеї з Христом Спасителем, коли Він жив і спілкувався з людьми на землі. Багато з них не вірили в Божество Ісуса Христа, по- всякому тлумачили Його слова і Його чудеса. Говорили, що Він обманює народ, силою бісівською творить чуда, нарешті, засудили Його на страждання і смерть.
І в цьому немає нічого дивного. Юдеї втратили віру, яку мав Авраам. Вони хоч і залишалися нащадками Авраама, але тільки за плоттю, а не за вірою. Авраам же став родоначальником богообраного народу не тому, що юдеї були кращими за інші народи, а тому, що вони зберігали істинну віру, в той час коли інші народи впали в ідолопоклонство. Втративши віру в Христа Спасителя, тобто у те, що зробило їх богообраним народом, юдеї зрівнялися з іншими язичницькими народами, хоч і не повною мірою.
Одного разу Ісус Христос сказав юдеям: “Не хваліться тим, що ви діти Авраама, Бог може з каменя створити дітей Авраама”. Ми бачимо, що слова Христа не розійшлися з ділом. Сотник-язичник – у духовному розумінні – був тим каменем, з якого Він створив сина Авраама. Сотник став сином великого патріарха за свою віру, яка за силою була подібна до Авраамової віри. Тому сотникова віра здивувала навіть Христа. Хіба це не диво: “камінь” стає сином?!
В зв’язку з цією подією Господь сказав юдеям: “Кажу ж вам, що багато прийдуть зі сходу і заходу і возляжуть з Авраамом, Ісааком і Яковом у Царстві Небесному, а сини Царства вигнані будуть у пітьму непроглядну: там буде плач і скрегіт зубів” (Мф. 8, 11-12).
Якщо Господь сказав, що сини Царства вигнані будуть у пітьму непроглядну через те, що юдеї втратили віру, не прийнявши Ісуса Христа як Сина Божого, то чи не вчинить Він так само з християнами, які прийняли хрещення, називають себе іменем Христа, а належної віри не мають? В цьому відношенні вони подібні до тих юдеїв, про яких говорив Господь. Юдеї звинувачували Христа в тім, що Він сотворив Себе Сином Божим. А скільки ми зустрічаємо таких християн, які були свого часу хрещені, а потім втратили віру, як давні юдеї, і тепер не вірять ні в Христа Спасителя, ні взагалі в Бога. Як ви думаєте, чи не скаже Господь таким християнам, як колись юдеям: “Сини Царства вигнані будуть у пітьму непроглядну”.
В наш час багато колишніх атеїстів після довгих часів невір’я або віри у “світле комуністичне майбутнє”, як той євангельський сотник, відчули в душі глибоку віру і перемінили спосіб життя. Ми бачимо у храмах багато молоді, молодих сімей. Це результат того, що вони отримали дар Божий – віру. Це ті сини і дочки, про яких говорив Господь: “Багато прийдуть зі сходу і заходу і возляжуть… у Царстві Небесному”.
На жаль, є й така молодь, і її не так мало, яка, шукаючи живої віри, пішла не тією дорогою, тобто такою дорогою, яка не веде до Царства Божого. Маються на увазі тоталітарні секти. Щоправда, там для молоді багато привабливого: читають Святе Писання, співають духовні пісні, роздають гуманітарну допомогу і навіть інколи виліковують п’яниць і наркоманів. Керівники тоталітарних сект постійно говорять тим, хто до них приходить, а точніше, тим, кого вони заманили: “Прийміть у своє серце Ісуса, Він вас любить”. Господь дійсно любить кожного з нас, бо ми Його творіння. Але справа тут не в тім, що нас любить Ісус Христос, а в тім, що спокушена молодь приймає в своє серце і в голову не Ісуса, а керівника секти, якому підкоряється більше, ніж Богу. Так відбувається підміна Царства Божого царством земним, заради якого юдеї відкинули Ісуса Христа.
Батьки, діти яких потрапили в тоталітарні секти, добре знають, на кого перетворились їхні діти. По-перше, молодь, що потрапила в секти, втратила свободу мислення, тобто той дар Божий, яким відрізняється людина від тварини. По-друге, керівники сект вимагають від своїх членів десятину прибутку. Дітей примушують виносити з дому цінності, продавати квартири батьків, щоб утримувати секту матеріально. Ось в яке царство заманюють молодь керівники сект.
Молодь іде в секти тому, що там християнство, так би мовити, “легше”, ніж у православній Церкві. Православна Церква вимагає тяжкої праці над собою, вимагає боротьби з власними гріхами. Вона закликає до смирення, до терпіння і до інших християнських чеснот. А вони даються нелегко. Часто християни падають під натиском спокус, але потім піднімаються і йдуть до Христа, до Царства Божого. Недаремно Господь сказав, що Царство Боже досягається силою, і ті, хто докладає зусиль, досягають його. Сектанти обирають легший і привабливіший шлях, але веде він не в Царство Боже, до якого закликає Господь.
З усього цього треба зробити для себе висновок, що не всяка віра приводить до Царства Божого. Юдеї мали віру в якесь земне царство, а Господь відкинув їх від Себе, а точніше – вони відкинули Сина Божого. Так і сьогоднішні сектанти сповідують віру, але не ту, що веде до Царства Божого. Необхідно мати віру сотника, що сказав Христу Спасителю: “Я недостойний, щоб Ти увійшов під покрівлю мою, але промов тільки слово”. Маючи таку віру, людина не буде чинити зла, вона не піде за зціленням до шахраїв, а буде звертатися з молитвою до Того, Хто має владу над усім творінням, Хто лише одним словом може зціляти і душу, і тіло. Богу нашому слава на віки віків.
Амінь!




_________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира
в 4-ю неделю по Пятидесятнице.

1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума
В Капернауме римский сотник просил Господа об исцелении своего слуги. Господь сказал ему: "Я приду и исцелю его" (Мф.8,7). Сотник же упал к ногам Христа и отвечал: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (Мф.8,8).
Поведение сотника свидетельствует о его искренней и твердой вере в Божественное могущество Христа Спасителя. Сотник, язычник, имел веру, какой не было у иудеев. Это отметил Господь: "Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры" (Мф.8,10). "И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час" (Мф.8,13).
Истинная вера способна творить чудеса. Истинная вера приятна Богу и спасительна для нас. Мы воспитаны в православной вере, но ее, как дар Божий, необходимо хранить, согревать и умножать. Одной веры, без истинно христианской жизни, недостаточно, следует показывать свою веру в делах и делами свидетельствовать о своей вере.
Какие же преимущества дает нам истинная вера? Кто истинно верует в Бога Отца, Вседержителя и Промыслителя, тот убежден, что его жизнь, полученная от Бога, всегда в руках Божиих, что все посылается Богом, на Которого надобно возлагать свою надежду.
Кто верует в Бога, тот убежден, что, где бы он ни был и что бы ни делал, всегда делает перед очами всеведущего и вездесущего Бога, знающего все наши помышления. Такой человек старается строить свою жизнь так, чтобы не оскорбить величия Божия и Его святости. Такой человек всегда ограждает душу свою страхом Божи-им, не решается поступать против совести и закона Божьего, хотя бы и угрожали ему всевозможные искушения и испытания.
Кто верует в Сына Божия, воплотившегося ради нас и ради нашего спасения, кто помнит, что прощение грехов заслужено крестной смертью Искупителя, тот страшится смертоносного яда греха, любит Бога и старается проводить праведную жизнь, согласную с Его волей.
Кто верует в Святого Духа, Животворящего Господа, тот будет избегать всякой скверны, помня слова апостола: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1 Кор.3,16-17).
Кто верует в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, тот будет повиноваться ей во всем, жить ее жизнью, слушаться ее велений, чтить ее богоучреж-денную иерархию.
Кто верует в жизнь вечную, тот, живя на земле, готовит себя для неба, пользуясь земными благами, умножает свои духовные сокровища.
Господь похвалил веру сотника и наградил его, одним словом исцелив его слугу.
Будем благодарны Господу за то, что Он дал нам спасительный дар веры и с нею бесчисленные блага. По вере нашей теперь, как и в древние времена, Господь творит чудеса и в самих верующих, и, по вере их, чудодействует в других людях.
Будем твердо держаться нашей веры во Христа и стараться жить по вере достойно и праведно, чтобы услышать слово Спасителя: "И, как ты веровал, да будет тебе!". Аминь.


_________________________________________________________________________________________________________

(Видео). Проповедь Святейшего Патриарха Московского Кирилла в 4-ю неделю по Пятидесятнице.




__________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Митрополита Сурожского Антония
в 4-ю неделю по Пятидесятнице об исцелении слуги сотника.

1-го липня 2012-го року, у 4-ту неділю по П’ятидесятниці свята Православна Церква згадує про зцілення Спасителем слуги сотника із Капернаума
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Так часто приходится слышать от людей: я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним, – а вместе с этим Он как будто остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости...
Сегодняшнее Евангелие не осуждает такое отношение, но должно бы раскрыть наше сердце к чему-то иному. У человека, у сотника была мучительная нужда: его слуга умирал, лежал в болезни. И он обратился к Христу за помощью. Христос ему ответил: Я к тебе приду... И что же ответил Ему сотник? – Нет! Не приходи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, – достаточно одного Твоего слова, сказанного здесь, чтобы здравие и жизнь вернулись моему слуге...
И Христос его поставил в пример другим людям: поставил в пример эту изумительную веру, которая ему позволила сказать: не приходи, я этого недостоин, – достаточно мне Твоего слова.
Как часто мы себе задаем вопрос: как жить? что делать? Если бы только Господь, Спаситель Христос встал передо мной, если бы только Он мне сказал вот теперь: Поступай так, поступай иначе... – я бы поступил; но Он молчит... Правда ли это? Нет, неправда! Он оставил нам Свое слово в святом Евангелии; там сказано все, что нужно, для того чтобы наша жизнь стала иной, чтобы она преобразилась, чтобы все в ней стало ново, чтобы пути наши стали путями Божиими. Но мы ждем иного откровения, личного: это сказано всем, это сказано на все времена, а я хочу личное слово, которое разрешило бы вот теперь, чудом, мою задачу... И этого слова мы не слышим – потому что оно звучит на каждой странице Евангелия, но мы туда не обращаемся: Евангелие я читал давно, Евангелие я знаю; было бы мне новое слово, пришел бы Господь... Как можно было бы нам жить, чему только ни научиться, если бы, как этот сотник, мы могли сказать: нового откровения, непосредственного воздействия я недостоин; с меня достаточно слова Божия – животворящего, раскрывающего новые пути... И тогда все было бы. Поэтому научимся, как Петр, когда он увидел чудесный улов рыб, сказать: Господи! Выйди из моей лодки! Я недостоин, чтобы Ты был со мной!.. – или как сотник: Нет! Твоего слова довольно...Научимся этому послушанию, этой вере и этому смирению, и тогда все перед нами раскроется, и Бог станет для нас Живым и близким и чудотворящим. Аминь.



__________________________________________________________________________________________________________

Толкование кандидата богословия Юрия Рубана в неделю 4 по Пятидесятнице о евангельском сотнике и его больном слуге.



Послание ап. Павла к Римлянам 6:18–23
[Рабство греху и рабство Богу]
[Братья,] освобожденные от греха, вы были порабощены праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как [некогда] вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию [и впали] в беззаконие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. Ведь когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что завершение их – смерть. Но теперь, осво-божденные от греха и отданные в рабство Богу, вы получили плод ваш к освящению и, как результат [этого], – жизнь вечную. Ведь плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие от Матфея гл. 8, ст. 5–13
Центурион римской армии,I в. н. э. (реконструкция)
[Исцеление слуги центуриона, или Вера, удивившая Иисуса]
Центурион римской армии,I в. н. э. (реконструкция)
В то время, когда Иисус вошел в Капернаум, подошел к Нему центурион (букв. "сотник"), прося о помощи и говоря: «Господин мой! У меня дома лежит мой слуга в параличе и страшно мучается».
И говорит ему Иисус: «Так Я приду его исцелить».

И центурион ответил Ему: «Господин мой! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но Ты только скажи слово, и мой слуга исцелится. Я ведь сам человек подначальный, и у меня воины в подчинении. Говорю одному: «Пойди!», – и он идет; а другому: «Приди!» – и приходит; или тому же слуге: «Сделай то и то!» – и он делает.
Услышав это, Иисус изумился и сказал тем, кто были с Ним: «Воистину говорю вам, такой веры Я не нашел ни у кого даже в Израиле. А потому говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут на пиршестве с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а те, кому Царство было уготовано1, извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубовный».
И сказал Иисус центуриону: «Иди, и да будет тебе, как ты веровал». И его слуга исцелен был в тот же час.

Прот. А. Сорокин2

«МЕЧ ОБОЮДООСТРЫЙ»


Содержательная глубина и новизна проповеди святого апостола Павла во многом определялись ее эффектностью и необычностью по форме: языковой манерой, стилистическими приемами, набором сравнений и образов и т.п. Конечно, мы судим об этом по его посланиям, составляющим значительный раздел Священного Писания Нового Завета, а также по его миссионерским речам, изложенным святым Лукой в книге Деяний Святых Апостолов. Апостол Павел сумел раскрыть спасительное значение крестного подвига Иисуса Христа во всей его остроте, важности, даже, скажем так, «пронзительности», а главное, актуальности буквально для каждого человека, независимо от того, кем был этот человек прежде, чем уверовал во Христа.
Этой теме в особенности много уделено внимания в одном из самых объемных и богословски насыщенных посланий «апостола языков» – к Римлянам. С него начинается корпус Павловых посланий в Новом Завете, с него же начинается и круг рядовых апостольских чтений на Литургии по Пятидесятнице.
Рим. 6:18-23, читаемое в неделю 4-ю по Пятидесятнице, является хорошим примером того, насколько ярким было Благовестие в исполнении великого апостола. Остановимся на первом (18-м) стихе этого отрывка. Имеет смысл обратиться к различным вариантам перевода на русский язык:
Синодальный перевод: «[Братия,] освободившись от греха, вы стали рабами праведности».
Перевод епископа Кассиана: «Будучи освобождены от греха, вы были порабощены правде».
Перевод архимандрита Ианнуария: «Освобожденные от греха, вы отданы в рабство правде».
Как видим, два последних варианта гораздо резче передают ту намеренную, подчеркнутую выпуклость высказывания апостола Павла, которая подразумевает нечто, кажется, неприемлемое для человека. В самом деле, что может быть хуже рабства, и разве может нормальный человек желать «быть отданным в рабство»?!
Рабство правде или рабство Богу (только этим можно объяснить прочно вошедший в церковный лексикон термин «раб Божий») – это специально подобранный апостолом Павлом образ, чтобы встряхнуть наше сознание, озадачить его, может быть заставить возмутиться, но в конечном итоге, поставить перед необходимостью понимания, что рабство Богу – это блаженное, радостное, окрыляющее служение правде и любви.

Соль, теряющая силу
К сожалению, в нашей церковной жизни и проповеди происходит подчас не всегда так, а совсем наоборот: Слово Божие, произнесенное когда-то для того, чтобы заставить человека обратиться, покаяться, пересмотреть какие-то привычные принципы и жизненные представления – то Слово, что «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12), – в нашей благостной православной жизни порой теряет свою остроту и силу, будучи «конвертировано» в стандартный язык елейных фраз, приевшихся благочестивых выражений и сладких для уха фигур речи.
И наша проповедь, и даже наша «воцерковленная» речь зачастую является свидетелем девальвации Слова Божия в сердцах людей. Такая речь бесполезна, она бьет мимо цели, не доносит всей силы Евангелия, именно из-за того, что мы привыкли мыслить и выражаться сложившимися штампами – о спасении, о Христе, о Боге, – клише, которые воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, приевшееся для людей в Церкви и ставшее малопонятным шифром для людей, взирающих на Церковь со стороны и потому не реагирующих на ее слово.

Два полюса

Возвращаясь к апостольскому посланию, можно смело утверждать, что успех и сила его проповеди и заключались в том, что она «доставала» людей: слушая его речь, люди открывали для себя путь человеческой жизни как путь, полный непреходящего смысла. Ведь и в самом деле, нет более противоположных и бесконечно далеко отстоящих друг от друга вещей, чем праведность и грех, Христос и смерть, спасение и погибель... Эти противостоящие друг другу полюса апостол Павел воспринимает как два центра тяготения, к одному из которых устремляется человек, наподобие того, как один из двух магнитов – тот, что сильнее или ближе, притягивает к себе металлический предмет. Человек служит или одному, или другому. Он всегда в движении, в «векторе», он всегда тяготеет или к правде, или к греху.
«Когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности, – пишет дальше апостол Павел (перевод еп. Кассиана), – Какой же плод имели вы тогда? Дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их – смерть. Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец – жизнь вечную».
Вот как рисует Павел две перспективы и два столь разных финала этих движений: жизнь во Христе, т. е. в рабстве правде, как он пишет, и жизнь в грехе, или точнее, в рабстве греху. Что выбрать, куда устремиться, к чему тяготеть, кому работать? Правильность и своевременность ответа во многом зависит от ясности и четкости постановки вопроса.




__________________________________________________________________________________________________________

Видеофильм о милосердии и благотворительности. Пришло время творить милосердие.

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії