Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    листопада 2019    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

У вигляді списку

Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
Січень 2019 (1)
Квітня 2018 (2)
Березень 2018 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку

Автор: mitropolit от 28-05-2016, 21:34
29-го травня 2014-го року, неділя про самарянку.


(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5-42)

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку
Итак приходит Он (Христос Спаситель) в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Спаситель, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии, чтобы почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве, кто принес, Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


_____________________________________________________________________________________________________

Проповідь Митрополита Антонія (Блума) у неділю 5-ту після Пасхи про самарянку


У сьогоднішньому Євангелії є слова, які можуть порадувати кожну людини, якщо вона знайде в собі правдивість і сили подивитися на себе і на своє життя без брехні.
Христос, звертаючись до самарянки, каже їй: Добре ти сказала, що в тебе немає чоловіка - воістину ти сказала правду! Зрозуміло, що Гоподь не хвалив її за минуле життя, але за те, що вона була здатна правдиво і істинно подивитись на це життя і правдиво сказати: Як добре, що ти так сказала, ти правильно сказала...
Далі розмова змінюється: в ту мить, коли вона бачить, що цей Чоловік може говорити не про земне, а про щось більш глибоке, більш основне, вона вже не питає Його про воду, про колодязь, - вона каже Йому: Наші батьки поклонялися на цій горі, а ви кажете, що в Єрусалимі треба поклонятися Богові; де ж правда? Про все забуто: черпало забуто, і спрага, і далекий шлях з Самарії, - залишилось одне основне питання: де поклонятися Богу, як поклонятися так, щоб Господь це поклоніння прийняв? І тому що ця жінка мала правду в своєму серці і була здатна без брехні поглянути на себе, без брехні сказати про себе істину, Христос їй відкрив, що Богу треба поклонятися в дусі та істині.
Бог може врятувати кожного з нас, але Він нічого не може зробити, якщо ми брешемо перед собою і брешемо перед Ним. Він може спасти того грішника, яким ми є, Він не може врятувати того ілюзорного праведника, якого ми намагаємося представити собою і яким ми не є. Якщо ми хочемо вклонитися Богу, то ми повинні вклонитися Йому в істині, в правді, в чесності та в добрій совісті, - тоді Бог робиться нам доступний.
І ще: поклоняються Богу не тут чи там, Богові поклоняються в своєму дусі і в своєму серці, всією правдою, всієї істиною, всім полум'ям свого життя. Поклоніння Богу не полягає в тому, щоб в одному чи іншому місці приносити Йому молитви, які з кров'ю вирвалися колись з чужих сердець; поклонятися Богу - це означає стояти у всій правді і неправді своєї перед Богом, але істинно перед Ним стояти, бачити в Ньому свого Господа Бога і поклонятися перед Ним, бачити в Ньому те, що Він представляє: святе, дивне, прекрасне.
Якщо ми так поклоняємося Богу, то це поклоніння має піти далеко за межі хвалебних церковних піснеспівів чи навіть наших покаянних слів; поклоніння Богу має стати всім у нашому житті. Щоразу, як ми творимо правду і правду говоримо, кожен раз, коли ми рибимо добро і проявляємо любов, кожен раз, коли ми гідні свого імені людини та імені Божого, ми поклоняємося Богу духом і істиною.
Почнемо ж цьому вчитися! Але почати ми можемо тільки з того, щоб встати перед собою, перед Богом, перед людьми в нашій правді, які ми є, і поклонитися усім життям нашим, і словом, і ділом. Амінь.


http://hram.lviv.ua/2626-propovid-u-nedilya-5-tu-pislya-pashi.html


_____________________________________________________________________________________


Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке


В пятую неделю по Пасхе святая Православная Церковь вспоминает беседу Христа Спасителя с женщиной, родом из Самарии. Это была та израильская страна, которая в 8-7-ом веке до Р.Х. была оккупирована ассирийцами. Они изгнали евреев из этой страны. Поэтому, проповедуя в этих землях, Господь наш Иисус Христос остановился у древнего колодца, который был построен древним Патриархом Иаковом. В этот же момент пришла и женщина – самарянка, чтобы набрать из колодца воды. Но Господь Своей богомудрой беседой сумел поставить вопросы перед нею, чтобы она сама почувствовала с кем она имеет беседу и что Он есть сердцеведец и Мессия - Христос, которого тысячалетиями ожидали ее предки; поскольку Он есть источник воды и жизни вечной, дающей для бессмертной души человеческой. В лице жены самарянки, Святая Церковь видит ту мать грешницу, которая готова была принять призыв гласа Божия. Самарянка, все же не заглушила в своем сердце добрые чувства к восприятию истины и желание благоугождать Богу, что явилось промыслительной встречей с Господом, чему она сподобилась у колодца. Таким образом, произошла прообразовательная встреча Бога с языческим народом в лице женщины – самарянки, что явится в будущем во время проповедей всем языческим народам, святых апостолов и мужей апостольских в первые века после Вознесения Господня.

_____________________________________________________________________________________________________


Слово Митрополита Антония Сурожского в 5-ю Неделю по Пасхе.
О самаряныне.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.
Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на „своих” и на „чужих”, на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к „врагам” Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.
В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей – мало... И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше ничего не слышно... Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг Мой”... Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу... Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.
А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры... С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна...
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие.
Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить Христа... Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.

_________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Митрополита Филарета (Вознесенского) в 5-ю неделю по Пасхе: Беседа с самарянкой.

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку
Завтрашний воскресный день Церковь именует Неделя о самаряныне, т.е. Неделя о самарянке, потому что за Божественной литургией читается Евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева с женщиной-самарянкой и обратил ее к свету и к доброй благочестивой жизни. В этом трогательном повествовании мы с вами видим, прежде всего, урок для нас, как мы должны быть осторожны в своих суждениях о ближних и избегать всякого осуждающего приговора над ними, помня, что повествует нам Евангелие.
Спаситель сидел, утомившись от пути, у колодца Иакова. Пришла женщина-самарянка набрать воды и, когда Господь сказал ей: "Дай Мне пить", то получил холодный, отчужденный ответ: "Как Ты, будучи еврей, просишь пить у меня, самарянки?" Это, собственно, отказ. Дальше добавлено: "ибо иудеи с самарянами не соприкасаются". Но тут не совсем ясно: слова ли это самарянки, добавочные, или евангелист написал для пояснения читателю. Так или иначе, несмотря на этот почти отказ, на эту холодность и отчужденность ответа, Господь не прекратил беседу с ней. Уже после Его следующих слов, мы видим, как тон речи этой самарянки резко изменился. Он ей сказал: "Если бы ты ведала дар Божий и Кто говорит с тобою, ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую". Оказалось, что хотя эта самарянка была большая грешница, как видно из дальнейшего, но под корой страстей и греха билось живое сердце. И это живое сердце почувствовало, что перед ней Некто, совсем необыкновенный Человек. Она сразу меняет тон, говоря: "Господин, у Тебя почерпала нет, колодец глубок, откуда Ты можешь взять живую воду? Или Ты больше отца нашего Иакова, который нам дал этот водный источник?" Дальше Господь беседует с ней об этой воде живой и, в конце концов, Своей мудрой, любви исполненной беседой, приводит ее наконец к такой фразе: "Знаю, что когда придет Мессия, т.е. Христос, Он возвестит нам вся" — Он нам все объяснит, все расскажет. И слышит ответ: "Это Я, Который говорит с тобой!"
Самарянка была потрясена, в этом нет никакого сомнения, потому что здесь мы не видим никакого уже ответа с ее стороны. У нее, вероятно, что называется "прилип язык к гортани", потому что она почувствовала всю правду святую и страшную истину этих слов. И бросивши тут свой водонос, не обращая на Него никакого внимания, устремилась, вероятно, бегом в город и стала говорить жителям города, чтобы они вышли и посмотрели, не Христос ли Тот Человек, Который все ей рассказал о ней самой, когда Он, как будто, и знать того не мог.
Это нам урок: Господь наш видел, что у этой женщины живое сердце под корой греха. Есть люди, которые как будто бы живут вполне благоприлично, но мертвы духовно. Она духовно не умерла, при всей той грязи, в которую она себя опустила. Мы видим это из того, что, как только она увидела, что Он знает то, что не может быть известно Ему обычным порядком, она сразу спрашивает у Него о духовных вопросах и говорит: "Господи, вижу, что Ты пророк". Сейчас же она Его спрашивает о том, как правильно нужно кланяться Богу: так, как говорят иудеи или так, как говорят самаряне? Значит, жива была в ней душа. Значит, жила в ней эта мысль и жило недоумение и искание: где же именно правильное Богопоклонение и Богопочитание? Мудрость, которой Господь вел ее все дальше и дальше в своей беседе, привела ее к тому, что наконец она высказалась, что "Мессия нам все объяснит!" И услыхала ответ.
Отсюда да научится каждый из нас не осуждать никого! Вот эта самарянка была грешница, а потом стала праведницей. Да не только праведницей, потому что Церковь ее прославляет, как святую мученицу Фотину самаряныню, которая пострадала за Христа. Поэтому никогда никого не следует осуждать — мы совершенно не знаем внутреннего мира человека.
Вспомним другое поразительное чудо, когда Господь еще одну заблудившуюся душу Своею любовью и мудростью сразу привлек к Себе: Закхея — мытаря. Только что Господь его увидел, только что взошел в дом к нему и уже возвещает: "Днесь спасение дому сему бысть!" Почему? Потому что Господь видел в душе этого мытаря, предавшегося беззаконным стяжаниям, светлую искорку. И Господь мудро эту искорку зажег в пламя, и Закхей стал праведным человеком. Пусть эти евангельские примеры научат нас себя судить, а не других. Ведь не так уж далеко прошло время, когда мы с вами просили Господа, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешенья и не осуждать брата нашего. Евангелие нам показывает, что осуждать мы не имеем никакого права, потому что не знаем, что в душе у человека. Аминь.


_______________________________________________________________________________________________________

СЛОВО Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНКЕ

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку
Многое, многое можно было бы мне сказать вам о беседе Господа Иисуса Христа с самарянкой. Я говорил уже много об этом в прошлые годы в соборе кафедральном, но не говорил об одном весьма важном, что слышали вы в нынешнем Евангельском чтении.
Когда Господь наш Иисус Христос углубил необычайно свою беседу с самарянкой, когда учил о том, что не в Иерусалиме, не на горе Гаризим надо поклоняться Богу, ибо Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине, поклоняться не на одном каком-либо месте, а везде и всюду во все дни жизни своей, – самарянка прослушала глубочайшую речь Господа Иисуса Христа и вот что она сказала: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4, 25-26).
Вот на этих словах Господа Иисуса Христа хочу остановить внимание ваше. Впервые за всю Свою земную жизнь Он прямо сказал человеку, что Он есть Мессия, что Он Христос. Это Я – Я Мессия, Я Христос – Я, Говорящий с тобою.
Впервые сказал Он это, ибо и апостолам Своим, друзьям Своим Он никогда не говорил прямо, что Он Мессия, и даже апостолы считали Его тогда только величайшим пророком, но не знали, не знали, что Он Сын Божий, что Он Христос Мессия.
Однажды Господь Иисус Христос спросил учеников Своих: "За кого люди принимают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков".
Он говорит им: "А вы за кого почитаете Меня?" И ответил за всех св. апостол Петр: "Ты Христос, Сын Бога Живого".
Что ответил тогда ему Христос на это исповедание? "Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах".
Бог Отец открыл чрез апостола Петра всем другим апостолам, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Мессия, Христос.
Итак, видите, не Сам Христос, а Отец Его Небесный таинственным образом открыл апостолу Петру, а чрез него и другим апостолам, что Он Мессия, Христос, Сын Божий. А Он строго запрещал им говорить об этом.
Как видите, народу избранному, народу израильскому Он никогда не говорил, что Он Мессия, Сын Божий, Христос; а здесь, в беседе с самарянкой, впервые сказал Он это.
Как поймем мы это? Как это объясним? Ведь иудеи не имели общения с самарянами, считая их народом отверженным. Они не только церковного духовного общения не имели с ними, они не имели и бытового общения: не разговаривали, не ели никогда вместе с ними.
Итак, самаряне были отверженными в глазах и сердцах иудеев. И сама самарянка в начале беседы с Господом сказала: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?"
Итак, эта женщина самарянская не принадлежала к богоизбранному народу, она была чужда ему, и именно ей, отверженной, с которой не хотели иметь общения иудеи, Иисус Христос сказал то, чего не говорил никогда иудеям, сказал, что Мессия – это Он: "Это я, Который говорю с тобою".
Самарянка, пораженная этими словами, оставила свой водонос и побежала в город и говорила всем людям: "Пойдите, пойдите к колодцу Иаковлеву, посмотрите на человека, сказавшего мне все, что я в жизни сделала, посмотрите, не Он ли Христос?"
И многие, многие самаряне по слову ее пошли к колодцу Иаковлеву. А в это время возвратились уже и ученики Христовы, ходившие в город для покупки пищи. С ними вел Иисус беседу о Своем призвании, о том, что надлежит Ему и им совершить. А самарянка стояла и слушала эти удивительные слова. "И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня, и еще большее число уверовали по Его слову" (Ин. 4, 39-41).
Вот видите, что случилось: Господь обратил к вере в Него, к вере христианской, тех самарян, которых презирали иудеи, иудеи, которые сами не хотели верить, но которых призвал Христос первыми – первыми призвал к вере. Теперь призвал Он к вере в Себя тех, кого считали отверженными.
Это значит, что Господь был Сердцеведцем: Господь знал, что в Его избранном народе израильском будет множество, множество таких, которые не уверуют, несмотря на изумительные бесконечные чудеса Его, которых самаряне не видели, несмотря на Божественное учение, которого самаряне не слышали.
Что же, если Израиль в своем большинстве не уверовал в Него, неужели должно было остаться неисполненным то дело, ради которого воплотился Сын Божий от Пресвятой Девы Марии, сошел на землю, восшел на страшный крест Голгофский и отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого – неужели могло остаться неисполненным? Нет, Господь знал, что найдется и вне народа израильского много, много таких, которых Израиль считал нечистыми язычниками и отверженными, но которые уверуют в Него и войдут в Его Христово стадо: "И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя Мне подобает привести. И будет едино стадо и един Пастырь".
Вот видите, из всех народов найдет овец стада Своего Господь и Бог наш Иисус Христос. Кто будет овцами стада Его? Только смиренные, только сокрушенные сердцем, трепещущие пред словом Его, как это говорит св. пророк Исаия.
И знаем мы, что ныне стадо Христово состоит уже не из народа израильского, большинство которого отвергло Его, а из той части его, которая уверовала, и из тех бесчисленных кротких и смиренных сердцем, которых находил Христос во все века и до сих пор находит во всех народах. Едина Церковь Христова в очах Божиих; она разъединена только в наших греховных очах.
Итак, запомните, что нынешнее малое стадо христово состоит и впредь будет состоять только из кротких и смиренных, сокрушенных духом, трепещущих пред словом Божиим.
Знайте, знайте, что только те из вас, которые трепещут пред словами Христовыми, которые возлюбили Его всем сердцем, уверовали безусловно, и каждое слово Его считают Божественным откровением – только они удостоятся быть друзьями Христовыми, братьями и сестрами Христа. Они одни удостоятся войти в вечное Царство Его.
Относится ли это только к отдельным людям, к каждому из нас? Не надо ли сказать, что требование Христово относится к целым народам, среди которых бывают и гордые, совершенно далекие от смирения народы, гордые, даже превозносящиеся над другими народами, жаждущие власти над всем миром, жаждущие сокровищ всего мира и творящие ради этого ужасающие злодеяния в несчастной Корейской стране и во многих других странах, где слабых и беззащитных угнетают и жестоко эксплуатируют сильные народы.
Это те французы, которые угнетают народы Туниса, Марокко и несчастных негров в своих колониях; это и англичане, угнетающие народы средней Африки.
Ко всем им относятся слова Христовы, что они, гордые и превозносящиеся, будут далеки, далеки от Царствия Божия. Они, которые сажают в тюрьмы борцов за мир, лживо говорят о своем стремлении к миру.
А мы, христиане, неужели будем подобны им, неужели не возлюбим сердцем мир, мир со всем миром! Неужели не будем провозвестниками мира между народами, неужели не будем противниками страшной мировой войны, которую готовят народы гордые, жаждущие власти над всем миром? Да не будет! Да не будет! Да будет слово “мир” священным для нас.
Аминь.


__________________________________________________________________________________________________________

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ О САМАРЯНЫНЕ. Архимандрит Петр (Кучер).

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

29-го травня 2016-го року, неділя про самарянку
Итак, сегодня пятое воскресенье по Пасхе. Эти воскресные дни от Пасхи до Троицы называются праздниками, потому что все они несут в себе смысловое содержание пришествия в мир Христа и раскрывают результат Его воплощения, страдания, смерти, Воскресения и Вознесения.
Первое воскресенье после Пасхи называется Неделя о Фоме. Господь на примере апостола Фомы уврачевал наше неверие, не ему одному открыл духовные очи, а всем нам еще раз доказал, что Он Сын Божий, пришедший в мир пострадать за род человеческий! Как мы часто говорим на сомневающихся: «Фома неверующий», но если бы мы все были такие, как апостол Фома, мир стал бы другим, был бы рай на земле. Нужно заметить, что Фома был недоверчивым по своему характеру с рождения, поэтому он хотел принять весть о Воскресении Спасителя не от кого-нибудь, а засвидетельствованную Самим Господом. Он просто хотел утвердиться, поставить печать на свою веру. Насколько сначала он выражал свое неверие, настолько потом ревностно исповедовал Воскресшего Христа!
Второе воскресенье по Пасхе называется Неделя святых жен-мироносиц. Господь уврачевал первородный грех нашей праматери Евы и освятил женское естество через Свое воплощение от Пречистой Девы Марии. Как грех вошел в мир через женщину, так жены-мироносицы первые и возвестили миру об искуплении рода человеческого Воскресшим Христом.
Далее - Неделя о расслабленном. Господь на примере исцеления расслабленного показал, что Своим пришествием в мир Он также воздвиг расслабленный, лежащий во грехах род человеческий.
Сегодня же в Евангелии речь идет о самарянке. В праздничной службе на этот день повествуется о том, что Господь пришел сменить Ветхозаветную веру на Новозаветную. Ветхозаветный период - это было как бы духовное детство рода человеческого. И вот эта несовершенная вера, которая только подготавливала богоизбранный еврейский народ к принятию Христа, была отменена и уступила место новому учению о спасении.
В Самарии был колодец патриарха Иакова, выкопанный им на большой глубине в камне, этот колодец был единственным источником воды в той пустынной местности. Кто был на Святой земле, тот знает, какая там каменистая почва, и как редко встречается мягкий грунт. Представьте себе, сколько нужно было приложить труда патриарху Иакову, сколько пота пролить и мозолей натереть, чтобы выкопать этот колодец! И он в конечном итоге добрался до воды, которая находилась на большой глубине, что прообразовало то, насколько далека была еще новозаветная благодать, т.к. со времен Авраама, Исаака и Иакова продлилось 2 тысячи лет, 20 веков до встречи со Христом. Насколько глубок был этот пласт веков, настолько тяжело и глубоко было копать этот колодец Иакову, пробиваясь сквозь неверие и заблуждения своего народа.
Израильскому народу трудно было идти ко Господу в соседстве языческих народов, ведь и сами израильтяне были несовершенны да еще терпели соблазн от окружающих их диких восточных племен. Вот уж действительно, эти народы и были камни, которые пробивал Иаков, копая колодец, т.е. приготавливая проход к встрече с Господом Иисусом Христом, к Новозаветной вере.
Господь пришел и этот колодец - Ветхозаветную веру - упразднил за ненадобностью, потому что Он Сам - Источник благодати, как сказал об этом самаряныне, которую встретил возле колодца Иакова: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4; 14).
Самарянка, собственно, символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Это была помесь израильтян с ассирийцами и другими народами, населявшими побережье Персидского залива. В 8 веке до Рождества Христова Господь попустил израильтянам попасть в Вавилонский плен на 70 лет за грехи и беззакония, за отпадение от веры отцов. Бог просто так не наказывает, вернее, это неправильное слово «наказывает», Господь ни о чем так не печется и не блюдет, как о том, чтобы оградить народ от безбожия и от падения человеческой души в руки сатаны. Когда человек гневается или осуждает, тоже грех, но это полбеды, ведь согрешивший придет и покается. А вот самое страшное, когда человек теряет истинную веру и погибает, т.к., находясь в заблуждении, уже не осознает своего падения, и сам отвергает средства ко спасению, у него нет аналоя с крестом и Евангелием, к которому можно припасть и раскаяться.
Самарянка олицетворяла собой всех людей, живущих на земле: и евреев, богоизбранный народ, которые знали Бога, хотя и не в Троице Сущего, как об этом было открыто только христианам; и язычников - персов, ливанцев, сирийцев и др., которые заселили территорию плененных израильтян и, смешавшись с остатками евреев, стали называться самарянами. Самаряне из еврейской религии приняли только Пятикнижие Моисея, отвергнув всех остальных пророков.
Как занимательно читать первые пять книг Библии - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, тут легко и прекрасно все повествуется, не оторвешься, когда читаешь. Но за ними следуют писания пророков, которые обличали беззакония людей, бичевали, как кнутом, их пороки, призывали терпеть скорби, как наказание за грехи.
А кнут Божий - это творения святых пророков, книги Премудрости Соломона, богодухновенная Псалтирь. Помните, как обличал пророк Нафан царя Давида: пришел к нему и рассказывает, как один богатый человек отнял у бедняка единственную овцу и зарезал ее, хотя у богача было полно овец и он в ней не нуждался. Давид возмутился и говорит: «Давай мне сюда этого негодяя, я его сейчас разорву, как он посмел бедняка так обидеть!» А Нафан говорит: «Так это ты!» Разговор шел о Вирсавии, которую Давид незаконно взял себе в жены, послав ее мужа на войну, где тот и погиб.
Как пророк Нафан не побоялся сказать в глаза самому царю, так и все пророки обличали неправду, невзирая ни на чины, ни на лица. Поэтому самаряне и не приняли писания пророков. Ну, безблагодатный был народ и исполнен гордости! Мы, агнцы Христова стада, и то не терпим обличений, а им-то каково было, можно по себе понять духовное состояние этих самарян. И иудеями они не стали, и язычниками их не назовешь.
Когда ассирийский царь захватил Израильскую землю и заселил туда ассирийцев и другие народы, то они принесли с собой языческую веру. Но на Святой земле Господь не терпел язычества и попустил, чтобы стаи львов нападали и терзали поселенцев. Тогда ассирийский царь послал из Вавилона пленных еврейских священников, чтобы они обучили языческий народ истинной вере. Таким образом, самаряне приняли иудейскую веру, но только наполовину. Самаряне прообразовали собой будущих христиан - и из язычников, и из евреев.
Так вот вернемся к беседе Господа с самарянкой, которая впоследствии стала мученицей Фотинией. Она была очень благоразумная женщина, умная, находчивая, и потому Господь избрал ее Своей собеседницей. Какой происходил диалог возле колодца! Чтобы не было соблазна, Господь отправил учеников за яствами в город. Пока те ходили, Господь проповедовал самарянке слово Божие, и это было Его пищей - приводить ко спасению род человеческий. Пищей в том смысле, что питало Его Дух, образно говоря, удовлетворяло и насыщало Его этой радостью. Принесенная апостолами пища из самарянского града прообразовала приведение самарян ко Христу.
Когда Спаситель спросил самарянку о ее муже, она ответила, что не замужем, потому что 5 мужей, которых она имела, были незаконными. В толковании сказано, что 5 мужей женщины прообразовали Пятикнижие Моисея, которое было не спасительно. Этим Господь Иисус Христос показал, что Ветхий Завет был вне Евангельской благодати, и только Господь - Истинный Муж, ибо все человеческие души обручаются в жизнь Вечную и уневестивляются Спасителю. При восхождении на небо истинно верные в соединении со Христом прообразуют брак. В Священном Писании говорится, что семья, брак - это домашняя церковь. Так и душа со Христом - это уже Церковь небесная, торжествующая.
Посмотрите, как Господь благоразумно приводил самарянку к вере! Он не сказал ей сразу: «Оставь ведро и слушай Меня, Я - Сын Божий», - а постепенно подводил ее к тому, что она сама задавала вопросы. С каждым вопросом она умудрялась, училась, восходила от ступени к ступени и возвышалась духовно. Буквально за какие-то часы разговора, пока апостолы ходили за хлебом, она стала истинной христианкой, равноапостольной, сама познала Бога и побежала в город, чтобы рассказать и привести других ко Христу. Господь начал с нуля, постепенно ее наставлял, и когда она по внушению Божию спросила: «Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей?» (Ин. 4;12), то Господь ответил: «Всяк пияй от воды сея вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждеся во веки» (Ин. 4; 13, 14). Видите, как Господь вразумлял, подтягивал ее к познанию, что Он - Сын Божий, и не Сам ей сказал об этом, а она додумалась, постигла эту истину.
А как мы поступаем, когда хотим привести кого-нибудь к вере? Берем сразу за грудки, волоком тянем: «Кайся, негодяй, ты же пьяница, разбойник, а ну иди в церковь!» Кто же так делает?! Диалог Господа Иисуса Христа с самарянкой - вот для нас пример, образец христианской проповеди о спасении, чтобы приводить людей к Богу и покаянию. А если б Он ей сказал, как апостолам: «А ну-ка, иди за Мной!» И что вы думаете, пошла бы она за Ним? Нет, она бы набрала воду, сказав: «Как ты смеешь со мной так разговаривать, иудей какой-то! Мы не общаемся с вами», - и вернулась бы домой, а Он бы остался сидеть у колодца. Не правда ли?
И еще обратите внимание, братья и сестры, что самарянка пришла к колодцу в полдень, потому что она была, как мы ее назовем, многомужняя, и ей стыдно было показаться на людях. Дело в том, что летом в Палестине страшная жара, и днем на востоке никто ничего не делает, все спят и отдыхают, все скрываются от жары, а ночью выходят на работу. А она с прочими ночью не ходила, потому что стыдилась, и пришла за водой днем. Этот день прообразовал наступающий день Христов, Новозаветную веру, пестуном которой был Ветхий Завет. Так и самарянка через это разделение стала христианкой, исповедницей Новозаветной религии.
Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения. В этой беседе с самарянкой Господь заменил Ветхозаветный Закон, данный Моисею на Синайской горе, на Новый Закон, который чаяли века и тысячелетия все люди во главе с богоизбранным израильским народом. А искупление Крестными Страданиями Христовыми и омытие Его Кровью людских грехов было актом амнистии рода человеческого. И Господь Иисус Христос Своим пришествием сменил этот источник другим, жизненно необходимым. Если колодец патриарха Иакова был в земле, то новозаветный колодец - сверху нас, с неба изливается вода, текущая в живот Вечный, та благодать, которую нужно добывать верой и стяжать в своем сердце. Вот какое чудо даровал нам Господь: после этой временной жизни - жизнь на небе! Аминь.

____________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОФИЛЬМ О СПАСИТЕЛЕ И САМАРЯНКЕ


 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії