Головна: - e-mail: mitropolet@mail.ru - http: //eparhija.com.ua - Skype: mitropolet


Категорії Новин


Новини

Керуючий Єпархією


Богородська єпархія УПЦ


Медіа

Документи

Газета


Проповіді і проповідники


Календар богослужінь


Контакти


Молитва



Голодомор та геноцид в радянські часи з відеофільмами



Українські історичні та народні трагедійні пісні і думи



Українські історичні думи козацької доби з відеофільмами



П'єси та спектаклі художнього та комедійного змісту з відеофільмами


 

У вигляді календаря

«    жовтня 2021    »
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

У вигляді списку

Квітня 2020 (2)
Березень 2020 (3)
Грудень 2019 (2)
Червень 2019 (3)
Березень 2019 (5)
Лютий 2019 (3)
 

 

Hosting Ukraine

 

Богородська єпархія УПЦ КП » Проповіді » 18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку

Автор: mitropolit от 17-05-2014, 22:20
18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку, а також пам`ять на честь святої великомучениці Ірини.
19-го травня, пам`ять на честь святого Іова Багатостраждального (2000-1500 роки до Р.Х).
21-го травня, свято на честь святого апостола і євангеліста Іоанна Богослова.
У зв’язку з цими святами і подіями, ми розміщуємо українською та російською мовами історичні довідки, проповіді, житія святих, відеофільми про всі ці свята та події.


_________________________________________________________________________________


(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5-42)

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Спаситель, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии, чтобы почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве, кто принес, Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


_____________________________________________________________________________________________________

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
В пятую неделю по Пасхе святая Православная Церковь вспоминает беседу Христа Спасителя с женщиной, родом из Самарии. Это была та израильская страна, которая в 8-7-ом веке до Р.Х. была оккупирована ассирийцами. Они изгнали евреев из этой страны. Поэтому, проповедуя в этих землях, Господь наш Иисус Христос остановился у древнего колодца, который был построен древним Патриархом Иаковом. В этот же момент пришла и женщина – самарянка, чтобы набрать из колодца воды. Но Господь Своей богомудрой беседой сумел поставить вопросы перед нею, чтобы она сама почувствовала с кем она имеет беседу и что Он есть сердцеведец и Мессия - Христос, которого тысячалетиями ожидали ее предки; поскольку Он есть источник воды и жизни вечной, дающей для бессмертной души человеческой. В лице жены самарянки, Святая Церковь видит ту мать грешницу, которая готова была принять призыв гласа Божия. Самарянка, все же не заглушила в своем сердце добрые чувства к восприятию истины и желание благоугождать Богу, что явилось промыслительной встречей с Господом, чему она сподобилась у колодца. Таким образом, произошла прообразовательная встреча Бога с языческим народом в лице женщины – самарянки, что явится в будущем во время проповедей всем языческим народам, святых апостолов и мужей апостольских в первые века после Вознесения Господня.

_____________________________________________________________________________________________________

Неділя 5-та, про самарянку. Слово Патріарха Київського і всієї Руси – України Філарета про шкідливість гніву.

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
В ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа!
Дорогі браття і сестри!

Одного разу, коли Ісус Христос проходив через Самарію, місцеві люди не прийняли Його. Тоді ученики Його, Яків та Іоан, обурені цим вчинком самарян, сказали: “Господи, хочеш, ми скажемо, щоб вогонь зійшов з неба і спалив їх, як і Ілля вчинив?” Але Він, обернувшись до них, заборонив їм і сказав: “Не знаєте, якого ви духу; бо Син Людський прийшов не губити душі людські, а спасати” (Лк.9,54-56).
Негостинність самарян викликала у душах апостолів гріховне почуття – гнів, який схилив їх до думки – знищити людей. У Святому Письмі багато говориться про шкідливість гніву. “Всякий, хто гнівається на брата свого даремно, підлягає суду”, – каже Господь (Мф. 5, 22). Не гнівайся на жодну людину, хоч як би вона тебе не образила, бо, за словом ап. Якова, “гнів людини не творить правди Божої” (Як. 1, 20). Те ж саме говорить і ап. Павло. Він каже: “Усяке роздратування, і лютість, і гнів, і крик, і лихослів’я з усякою злобою нехай будуть знищені у вас; а будьте один до одного добрими, милосердними, прощайте один одному, як і Бог у Христі простив вам” (Еф. 4, 31-32).
Господь добре знає нашу немічну природу, яка без гніву не може обійтися, тому ап. Павло говорить: “Гніваючись, не грішить: нехай сонце не заходить у гніві вашому” (Еф. 4, 26). Апостоли під час проповіді Євангелія терпіли образи й гоніння. І в чому знаходили вони заспокоєння? У молитві. У молитві душа заспокоюється, хвилювання затихають і образа минає. Про що треба молитися в цей час? Звичайно, не про те, щоб Бог помстився за вашу образу, а щоб дав силу перетерпіти й забути її.
Гнів часто перетворюється на злобу й злопам’ятність, коли довго утримується в серці людини. Тому Господь повелів швидко його припиняти, щоб він не переріс у ненависть і злобу і через це не додалося до одного зла ще одне. Тому треба, щоб сонце не встигло зайти, поки ми гніваємося. А апостол до цього додає: “І не давайте місця дияволові” (Еф. 4, 27). Пожежа, коли її не гасять, знищує багато будинків; так і гнів – якщо швидко не припинити його, то він багато принесе зла і стане причиною лиха. Тому апостол умовляє нас, щоб ми якомога швидше викидали гнів з нашого серця, щоб він, набравшись сили, не зробив нам більшої шкоди й не погубив і тих, на кого ми гніваємося, й нас самих.
Подивіться на гнів збоку, які ознаки він має. Що робить людина у гніві? Вона обурюється і шумить, іноді кляне і лає саму себе, шматує все, що потрапляє під руки, б’є не лише інших, а й себе, вся трясеться, як у лихоманці; одним словом, вона схожа на біснуватого. Якщо зовнішній вигляд гнівливої людини такий неприємний, то що відбувається в її бідній душі? Як мучить її біс гніву! Бачите, яке страшне пекло криється в душі і як гірко страждає людина від гніву.
Як гнів, так і злоба народжуються від безмірного самолюбства. Самолюбець у всьому шукає своєї користі, слави й честі. І якщо він бачить перешкоди своїм намірам і бажанням, його охоплює гнів на того, хто перешкоджає йому.
Хто у гніві зробив щось добре? Хто, не маючи лагідності й довготерпіння, показав будь-яке доброчинство і перемогу над собою? Ніхто! Бо якби апостоли безрозсудно обурювались і гнівались на грішників, вони нікого не наставили б на путь спасіння і нікого не привели б до Христа. Хоч іноді й вони обурювалися на тих, що грішили, однак без люті й не у безпам’ятному гніві, а з довготерпінням молилися Богу за грішників, щоб Господь наставив їх і виправив їхнє життя.
Бог передбачливо створив бджолину матку без жала. Бо якби вона мала його, всіх бджіл знищила б. Це приклад для тих, хто начальствує. Бо начальникові зовсім не слід вдаватися до сліпого нерозумного гніву й люті, щоб не калічити цим душі підлеглих, тому що зло треба перемагати добром, а не злом, бо як вогонь не погасиш вогнем, а тільки водою, так і гнів неможливо подолати люттю. Гнів можна перемогти тільки лагідністю, смиренням і довготерпінням.
Св. Григорій Богослов так повчає тих, хто хоче боротися з гнівом:
“Як же утриматися, щоб не спалахнути гнівом від чужого гніву, як вогнем від вогню? Бо однаково погано, як самому спочатку розгніватися, так, однаковою мірою, прийти в гнів через чужий гнів.
По-перше, негайно треба звернутися до Бога з молитвою, щоб Він погасив у нас гнів Своєю силою, а нас помилував, бо ми нічого не зробили поганого іншим. І в той же час треба покласти на себе хресне знамення, якого бояться і від якого тремтять усі сили зла.
По-друге, приготуйся до боротьби з тим, хто став причиною гніву, а не з тим, хто піддався гніву, щоб тобі, добре озброєному, легше було перемогти пристрасть гніву. А що значить перемогти? Байдуже перенести зовнішню перемогу над собою.
По-третє, не забувай про своє походження, ким ти був, ким став і що з тобою буде у старості й після смерті. Не думай про себе дуже високо і багато, сам себе оцінюй належно. Бо смиренний байдуже переносить перемогу над собою, а гордовитий нікому не поступиться.
По-четверте, знай, що життя наше ніщо, і всі ми не безгрішні судді добрих і злих вчинків. Коли щось погане для нас, це ще не значить, що воно погане для Бога. А коли щось добре для нас, то це не означає, що воно приємне для Господа. Одне, без всякого сумніву, погане – це злопам’ятство.
По-п’яте, треба мати більше розсудливості: якщо немає ніякої правди у тому, що про нас каже людина у гніві, то не треба турбуватися, тому що її слова нас не стосуються. А якщо це правда, значить, ми самі зробили собі кривду, і тому не треба гніватися даремно”.
Тяжко боротися з гнівом, але треба. Нехай дійсно сонце не заходить у гніві нашому.
Амінь!

______________________________________________________________________________________________________

Слово Блаженнійшого Митрополита Володимира.
Поклоніння Богові (Неділя 5 -та після Пасхи, про самарянку)

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
В бесіді із самарянкою Господь Ісус Христос навчає нас, як ми повинні любити Бога і молитися Йому: "Бог є дух, і ті, що поклоняються Йому, повинні покланятися в дусі і істині" (Ін. 4, 24).
Коли ми вдома чи в храмі, стоячи перед святими іконами, зображаємо на собі хресне знамено, схиляємо голову й коліна, кладемо земні поклони, запалюємо свічки й лампади, жертвуємо на храм, прикрашаємо його, тоді ми здійснюємо вшанування, служіння й поклоніння зовнішнє. Таке поклоніння ще не поклоніння духом і істиною, не сама ще молитва, а тільки зовнішня ознака її, воно має свою вартість тільки тоді,
коли буває вираженням нашого духовного молитовного настрою.
Істинна, духовна і спасительна молитва - це піднесення розуму й серця до Бога, а у вищому ступені - такий стан душі, коли вона возноситься до Бога, вступає в близьке з Ним спілкування, веде бесіду з Ним, має ніби один дух з Господом і від того відчуває невимовну радість у Господі.
Якщо ж ми самі не слухаємо того, що наші уста промовляють під час молитви, то як ми можемо сподіватися, що Бог почує нашу молитву: "Як же ти хочеш, щоб Бог почув тебе, - говорив блаженний Августин, - якщо ти сам не чуєш, про що перед Ним говориш". Сам Господь осуджує холодних і неуважних богомольців: "Наближаються до Мене люди ці - устами своїми, і шанують Мене язиком, а серце їхнє далеко від Мене, але марно шанують Мене..." (Мф. 15, 8-9).
Часто відволікають нашу душу в молитві суєта, житейські турботи, гріховні помисли.
Це відбувається тому, що приступаємо до молитви без благоговіння, без попередньої підготовки до неї Молитва буде неуважною, якщо ми починаємо її зразу ж після своїх занять, після пустих розмов, тілесних задоволень, якими наповнена ще наша уява. Перед молитвою важливо нагадати собі, до Кого
ти наважуєшся звернутися, перед Ким хочеш вилити свої прохання, подяки, славослов'я. Входячи в храм для молитви, необхідно згадати, що храм - це місце особливої благодатної присутності Божої, "де сили Небесні з нами невидимо служать, де Цар царюючих і Господь пануючих приходить закластися і датися в їство вірним".
Господь велить нам вклонятися Богу або молитися йому не тільки духом, але й істиною; не так, як би нам хотілося самим служити Йому, а так, як вчить нас прикладом Своїм Господь, як постановили апостоли Христові і святі отці і як велить нам служити Богу свята Церква Христова.
Бог - це дух, говорить Господь жінці самарянці, і поклонятися, молитися Йому потрібно духом і істиною. Що означає поклонятися Богу духом? Для поклоніння Богу ми в основному збираємося в храмах. Але чи духом тут поклоняємося Богу? Якщо ми молимося нещиро і неуважно, якщо схиляємо голову, коліна, вимовляємо слова молитви, а в душі не маємо почуття благоговіння й думаємо про щось інше, якщо тілом знаходимося в храмі, а духом блудимо по торжищах світу, то це, очевидно, не буде поклоніння Богу духом, тому що дух наш не приймає участі в такому поклонінні.
Навпаки, коли дух наш невидимо веде бесіду з Богом - Духом і спілкується з усіма небожителями, коли він від землі підноситься догори, від предметів видимих -до невидимих, коли ми горнє мудруствуємо, маємо ніби один дух з Господом, коли дух наш горить любов'ю до Бога, входить у світ духовний, тоді ми поклоняємося Богу духом.
Але поклоніння Богу духом буде ще неповним, якщо воно не супроводжується поклонінням тілесним. "Прославляйте Бога в тілах ваших і в душах ваших" (1 Кор. 6, 20), - говорить Слово Боже. Таке поклоніння Богу вже є поклоніння істинне. Хто так вклоняється Богу, той вклоняється істинно, правильно, так, як вчить нас сьогодні Господь.

________________________________________________________________________________________________________

Слово Митрополита Антония Сурожского в 5-ю Неделю по Пасхе.
О самаряныне.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.
Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на „своих” и на „чужих”, на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к „врагам” Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.
В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей – мало... И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше ничего не слышно... Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг Мой”... Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу... Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.
А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры... С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна...
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие.
Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить Христа... Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.

_________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Митрополита Филарета (Вознесенского) в 5-ю неделю по Пасхе: Беседа с самарянкой.

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Завтрашний воскресный день Церковь именует Неделя о самаряныне, т.е. Неделя о самарянке, потому что за Божественной литургией читается Евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева с женщиной-самарянкой и обратил ее к свету и к доброй благочестивой жизни. В этом трогательном повествовании мы с вами видим, прежде всего, урок для нас, как мы должны быть осторожны в своих суждениях о ближних и избегать всякого осуждающего приговора над ними, помня, что повествует нам Евангелие.
Спаситель сидел, утомившись от пути, у колодца Иакова. Пришла женщина-самарянка набрать воды и, когда Господь сказал ей: "Дай Мне пить", то получил холодный, отчужденный ответ: "Как Ты, будучи еврей, просишь пить у меня, самарянки?" Это, собственно, отказ. Дальше добавлено: "ибо иудеи с самарянами не соприкасаются". Но тут не совсем ясно: слова ли это самарянки, добавочные, или евангелист написал для пояснения читателю. Так или иначе, несмотря на этот почти отказ, на эту холодность и отчужденность ответа, Господь не прекратил беседу с ней. Уже после Его следующих слов, мы видим, как тон речи этой самарянки резко изменился. Он ей сказал: "Если бы ты ведала дар Божий и Кто говорит с тобою, ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую". Оказалось, что хотя эта самарянка была большая грешница, как видно из дальнейшего, но под корой страстей и греха билось живое сердце. И это живое сердце почувствовало, что перед ней Некто, совсем необыкновенный Человек. Она сразу меняет тон, говоря: "Господин, у Тебя почерпала нет, колодец глубок, откуда Ты можешь взять живую воду? Или Ты больше отца нашего Иакова, который нам дал этот водный источник?" Дальше Господь беседует с ней об этой воде живой и, в конце концов, Своей мудрой, любви исполненной беседой, приводит ее наконец к такой фразе: "Знаю, что когда придет Мессия, т.е. Христос, Он возвестит нам вся" — Он нам все объяснит, все расскажет. И слышит ответ: "Это Я, Который говорит с тобой!"
Самарянка была потрясена, в этом нет никакого сомнения, потому что здесь мы не видим никакого уже ответа с ее стороны. У нее, вероятно, что называется "прилип язык к гортани", потому что она почувствовала всю правду святую и страшную истину этих слов. И бросивши тут свой водонос, не обращая на Него никакого внимания, устремилась, вероятно, бегом в город и стала говорить жителям города, чтобы они вышли и посмотрели, не Христос ли Тот Человек, Который все ей рассказал о ней самой, когда Он, как будто, и знать того не мог.
Это нам урок: Господь наш видел, что у этой женщины живое сердце под корой греха. Есть люди, которые как будто бы живут вполне благоприлично, но мертвы духовно. Она духовно не умерла, при всей той грязи, в которую она себя опустила. Мы видим это из того, что, как только она увидела, что Он знает то, что не может быть известно Ему обычным порядком, она сразу спрашивает у Него о духовных вопросах и говорит: "Господи, вижу, что Ты пророк". Сейчас же она Его спрашивает о том, как правильно нужно кланяться Богу: так, как говорят иудеи или так, как говорят самаряне? Значит, жива была в ней душа. Значит, жила в ней эта мысль и жило недоумение и искание: где же именно правильное Богопоклонение и Богопочитание? Мудрость, которой Господь вел ее все дальше и дальше в своей беседе, привела ее к тому, что наконец она высказалась, что "Мессия нам все объяснит!" И услыхала ответ.
Отсюда да научится каждый из нас не осуждать никого! Вот эта самарянка была грешница, а потом стала праведницей. Да не только праведницей, потому что Церковь ее прославляет, как святую мученицу Фотину самаряныню, которая пострадала за Христа. Поэтому никогда никого не следует осуждать — мы совершенно не знаем внутреннего мира человека.
Вспомним другое поразительное чудо, когда Господь еще одну заблудившуюся душу Своею любовью и мудростью сразу привлек к Себе: Закхея — мытаря. Только что Господь его увидел, только что взошел в дом к нему и уже возвещает: "Днесь спасение дому сему бысть!" Почему? Потому что Господь видел в душе этого мытаря, предавшегося беззаконным стяжаниям, светлую искорку. И Господь мудро эту искорку зажег в пламя, и Закхей стал праведным человеком. Пусть эти евангельские примеры научат нас себя судить, а не других. Ведь не так уж далеко прошло время, когда мы с вами просили Господа, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешенья и не осуждать брата нашего. Евангелие нам показывает, что осуждать мы не имеем никакого права, потому что не знаем, что в душе у человека. Аминь.


_______________________________________________________________________________________________________

СЛОВО Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНКЕ

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Многое, многое можно было бы мне сказать вам о беседе Господа Иисуса Христа с самарянкой. Я говорил уже много об этом в прошлые годы в соборе кафедральном, но не говорил об одном весьма важном, что слышали вы в нынешнем Евангельском чтении.
Когда Господь наш Иисус Христос углубил необычайно свою беседу с самарянкой, когда учил о том, что не в Иерусалиме, не на горе Гаризим надо поклоняться Богу, ибо Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине, поклоняться не на одном каком-либо месте, а везде и всюду во все дни жизни своей, – самарянка прослушала глубочайшую речь Господа Иисуса Христа и вот что она сказала: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4, 25-26).
Вот на этих словах Господа Иисуса Христа хочу остановить внимание ваше. Впервые за всю Свою земную жизнь Он прямо сказал человеку, что Он есть Мессия, что Он Христос. Это Я – Я Мессия, Я Христос – Я, Говорящий с тобою.
Впервые сказал Он это, ибо и апостолам Своим, друзьям Своим Он никогда не говорил прямо, что Он Мессия, и даже апостолы считали Его тогда только величайшим пророком, но не знали, не знали, что Он Сын Божий, что Он Христос Мессия.
Однажды Господь Иисус Христос спросил учеников Своих: "За кого люди принимают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков".
Он говорит им: "А вы за кого почитаете Меня?" И ответил за всех св. апостол Петр: "Ты Христос, Сын Бога Живого".
Что ответил тогда ему Христос на это исповедание? "Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах".
Бог Отец открыл чрез апостола Петра всем другим апостолам, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Мессия, Христос.
Итак, видите, не Сам Христос, а Отец Его Небесный таинственным образом открыл апостолу Петру, а чрез него и другим апостолам, что Он Мессия, Христос, Сын Божий. А Он строго запрещал им говорить об этом.
Как видите, народу избранному, народу израильскому Он никогда не говорил, что Он Мессия, Сын Божий, Христос; а здесь, в беседе с самарянкой, впервые сказал Он это.
Как поймем мы это? Как это объясним? Ведь иудеи не имели общения с самарянами, считая их народом отверженным. Они не только церковного духовного общения не имели с ними, они не имели и бытового общения: не разговаривали, не ели никогда вместе с ними.
Итак, самаряне были отверженными в глазах и сердцах иудеев. И сама самарянка в начале беседы с Господом сказала: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?"
Итак, эта женщина самарянская не принадлежала к богоизбранному народу, она была чужда ему, и именно ей, отверженной, с которой не хотели иметь общения иудеи, Иисус Христос сказал то, чего не говорил никогда иудеям, сказал, что Мессия – это Он: "Это я, Который говорю с тобою".
Самарянка, пораженная этими словами, оставила свой водонос и побежала в город и говорила всем людям: "Пойдите, пойдите к колодцу Иаковлеву, посмотрите на человека, сказавшего мне все, что я в жизни сделала, посмотрите, не Он ли Христос?"
И многие, многие самаряне по слову ее пошли к колодцу Иаковлеву. А в это время возвратились уже и ученики Христовы, ходившие в город для покупки пищи. С ними вел Иисус беседу о Своем призвании, о том, что надлежит Ему и им совершить. А самарянка стояла и слушала эти удивительные слова. "И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня, и еще большее число уверовали по Его слову" (Ин. 4, 39-41).
Вот видите, что случилось: Господь обратил к вере в Него, к вере христианской, тех самарян, которых презирали иудеи, иудеи, которые сами не хотели верить, но которых призвал Христос первыми – первыми призвал к вере. Теперь призвал Он к вере в Себя тех, кого считали отверженными.
Это значит, что Господь был Сердцеведцем: Господь знал, что в Его избранном народе израильском будет множество, множество таких, которые не уверуют, несмотря на изумительные бесконечные чудеса Его, которых самаряне не видели, несмотря на Божественное учение, которого самаряне не слышали.
Что же, если Израиль в своем большинстве не уверовал в Него, неужели должно было остаться неисполненным то дело, ради которого воплотился Сын Божий от Пресвятой Девы Марии, сошел на землю, восшел на страшный крест Голгофский и отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого – неужели могло остаться неисполненным? Нет, Господь знал, что найдется и вне народа израильского много, много таких, которых Израиль считал нечистыми язычниками и отверженными, но которые уверуют в Него и войдут в Его Христово стадо: "И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя Мне подобает привести. И будет едино стадо и един Пастырь".
Вот видите, из всех народов найдет овец стада Своего Господь и Бог наш Иисус Христос. Кто будет овцами стада Его? Только смиренные, только сокрушенные сердцем, трепещущие пред словом Его, как это говорит св. пророк Исаия.
И знаем мы, что ныне стадо Христово состоит уже не из народа израильского, большинство которого отвергло Его, а из той части его, которая уверовала, и из тех бесчисленных кротких и смиренных сердцем, которых находил Христос во все века и до сих пор находит во всех народах. Едина Церковь Христова в очах Божиих; она разъединена только в наших греховных очах.
Итак, запомните, что нынешнее малое стадо христово состоит и впредь будет состоять только из кротких и смиренных, сокрушенных духом, трепещущих пред словом Божиим.
Знайте, знайте, что только те из вас, которые трепещут пред словами Христовыми, которые возлюбили Его всем сердцем, уверовали безусловно, и каждое слово Его считают Божественным откровением – только они удостоятся быть друзьями Христовыми, братьями и сестрами Христа. Они одни удостоятся войти в вечное Царство Его.
Относится ли это только к отдельным людям, к каждому из нас? Не надо ли сказать, что требование Христово относится к целым народам, среди которых бывают и гордые, совершенно далекие от смирения народы, гордые, даже превозносящиеся над другими народами, жаждущие власти над всем миром, жаждущие сокровищ всего мира и творящие ради этого ужасающие злодеяния в несчастной Корейской стране и во многих других странах, где слабых и беззащитных угнетают и жестоко эксплуатируют сильные народы.
Это те французы, которые угнетают народы Туниса, Марокко и несчастных негров в своих колониях; это и англичане, угнетающие народы средней Африки.
Ко всем им относятся слова Христовы, что они, гордые и превозносящиеся, будут далеки, далеки от Царствия Божия. Они, которые сажают в тюрьмы борцов за мир, лживо говорят о своем стремлении к миру.
А мы, христиане, неужели будем подобны им, неужели не возлюбим сердцем мир, мир со всем миром! Неужели не будем провозвестниками мира между народами, неужели не будем противниками страшной мировой войны, которую готовят народы гордые, жаждущие власти над всем миром? Да не будет! Да не будет! Да будет слово “мир” священным для нас.
Аминь.


__________________________________________________________________________________________________________

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ О САМАРЯНЫНЕ. Архимандрит Петр (Кучер).

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Итак, сегодня пятое воскресенье по Пасхе. Эти воскресные дни от Пасхи до Троицы называются праздниками, потому что все они несут в себе смысловое содержание пришествия в мир Христа и раскрывают результат Его воплощения, страдания, смерти, Воскресения и Вознесения.
Первое воскресенье после Пасхи называется Неделя о Фоме. Господь на примере апостола Фомы уврачевал наше неверие, не ему одному открыл духовные очи, а всем нам еще раз доказал, что Он Сын Божий, пришедший в мир пострадать за род человеческий! Как мы часто говорим на сомневающихся: «Фома неверующий», но если бы мы все были такие, как апостол Фома, мир стал бы другим, был бы рай на земле. Нужно заметить, что Фома был недоверчивым по своему характеру с рождения, поэтому он хотел принять весть о Воскресении Спасителя не от кого-нибудь, а засвидетельствованную Самим Господом. Он просто хотел утвердиться, поставить печать на свою веру. Насколько сначала он выражал свое неверие, настолько потом ревностно исповедовал Воскресшего Христа!
Второе воскресенье по Пасхе называется Неделя святых жен-мироносиц. Господь уврачевал первородный грех нашей праматери Евы и освятил женское естество через Свое воплощение от Пречистой Девы Марии. Как грех вошел в мир через женщину, так жены-мироносицы первые и возвестили миру об искуплении рода человеческого Воскресшим Христом.
Далее - Неделя о расслабленном. Господь на примере исцеления расслабленного показал, что Своим пришествием в мир Он также воздвиг расслабленный, лежащий во грехах род человеческий.
Сегодня же в Евангелии речь идет о самарянке. В праздничной службе на этот день повествуется о том, что Господь пришел сменить Ветхозаветную веру на Новозаветную. Ветхозаветный период - это было как бы духовное детство рода человеческого. И вот эта несовершенная вера, которая только подготавливала богоизбранный еврейский народ к принятию Христа, была отменена и уступила место новому учению о спасении.
В Самарии был колодец патриарха Иакова, выкопанный им на большой глубине в камне, этот колодец был единственным источником воды в той пустынной местности. Кто был на Святой земле, тот знает, какая там каменистая почва, и как редко встречается мягкий грунт. Представьте себе, сколько нужно было приложить труда патриарху Иакову, сколько пота пролить и мозолей натереть, чтобы выкопать этот колодец! И он в конечном итоге добрался до воды, которая находилась на большой глубине, что прообразовало то, насколько далека была еще новозаветная благодать, т.к. со времен Авраама, Исаака и Иакова продлилось 2 тысячи лет, 20 веков до встречи со Христом. Насколько глубок был этот пласт веков, настолько тяжело и глубоко было копать этот колодец Иакову, пробиваясь сквозь неверие и заблуждения своего народа.
Израильскому народу трудно было идти ко Господу в соседстве языческих народов, ведь и сами израильтяне были несовершенны да еще терпели соблазн от окружающих их диких восточных племен. Вот уж действительно, эти народы и были камни, которые пробивал Иаков, копая колодец, т.е. приготавливая проход к встрече с Господом Иисусом Христом, к Новозаветной вере.
Господь пришел и этот колодец - Ветхозаветную веру - упразднил за ненадобностью, потому что Он Сам - Источник благодати, как сказал об этом самаряныне, которую встретил возле колодца Иакова: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4; 14).
Самарянка, собственно, символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Это была помесь израильтян с ассирийцами и другими народами, населявшими побережье Персидского залива. В 8 веке до Рождества Христова Господь попустил израильтянам попасть в Вавилонский плен на 70 лет за грехи и беззакония, за отпадение от веры отцов. Бог просто так не наказывает, вернее, это неправильное слово «наказывает», Господь ни о чем так не печется и не блюдет, как о том, чтобы оградить народ от безбожия и от падения человеческой души в руки сатаны. Когда человек гневается или осуждает, тоже грех, но это полбеды, ведь согрешивший придет и покается. А вот самое страшное, когда человек теряет истинную веру и погибает, т.к., находясь в заблуждении, уже не осознает своего падения, и сам отвергает средства ко спасению, у него нет аналоя с крестом и Евангелием, к которому можно припасть и раскаяться.
Самарянка олицетворяла собой всех людей, живущих на земле: и евреев, богоизбранный народ, которые знали Бога, хотя и не в Троице Сущего, как об этом было открыто только христианам; и язычников - персов, ливанцев, сирийцев и др., которые заселили территорию плененных израильтян и, смешавшись с остатками евреев, стали называться самарянами. Самаряне из еврейской религии приняли только Пятикнижие Моисея, отвергнув всех остальных пророков.
Как занимательно читать первые пять книг Библии - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, тут легко и прекрасно все повествуется, не оторвешься, когда читаешь. Но за ними следуют писания пророков, которые обличали беззакония людей, бичевали, как кнутом, их пороки, призывали терпеть скорби, как наказание за грехи.
А кнут Божий - это творения святых пророков, книги Премудрости Соломона, богодухновенная Псалтирь. Помните, как обличал пророк Нафан царя Давида: пришел к нему и рассказывает, как один богатый человек отнял у бедняка единственную овцу и зарезал ее, хотя у богача было полно овец и он в ней не нуждался. Давид возмутился и говорит: «Давай мне сюда этого негодяя, я его сейчас разорву, как он посмел бедняка так обидеть!» А Нафан говорит: «Так это ты!» Разговор шел о Вирсавии, которую Давид незаконно взял себе в жены, послав ее мужа на войну, где тот и погиб.
Как пророк Нафан не побоялся сказать в глаза самому царю, так и все пророки обличали неправду, невзирая ни на чины, ни на лица. Поэтому самаряне и не приняли писания пророков. Ну, безблагодатный был народ и исполнен гордости! Мы, агнцы Христова стада, и то не терпим обличений, а им-то каково было, можно по себе понять духовное состояние этих самарян. И иудеями они не стали, и язычниками их не назовешь.
Когда ассирийский царь захватил Израильскую землю и заселил туда ассирийцев и другие народы, то они принесли с собой языческую веру. Но на Святой земле Господь не терпел язычества и попустил, чтобы стаи львов нападали и терзали поселенцев. Тогда ассирийский царь послал из Вавилона пленных еврейских священников, чтобы они обучили языческий народ истинной вере. Таким образом, самаряне приняли иудейскую веру, но только наполовину. Самаряне прообразовали собой будущих христиан - и из язычников, и из евреев.
Так вот вернемся к беседе Господа с самарянкой, которая впоследствии стала мученицей Фотинией. Она была очень благоразумная женщина, умная, находчивая, и потому Господь избрал ее Своей собеседницей. Какой происходил диалог возле колодца! Чтобы не было соблазна, Господь отправил учеников за яствами в город. Пока те ходили, Господь проповедовал самарянке слово Божие, и это было Его пищей - приводить ко спасению род человеческий. Пищей в том смысле, что питало Его Дух, образно говоря, удовлетворяло и насыщало Его этой радостью. Принесенная апостолами пища из самарянского града прообразовала приведение самарян ко Христу.
Когда Спаситель спросил самарянку о ее муже, она ответила, что не замужем, потому что 5 мужей, которых она имела, были незаконными. В толковании сказано, что 5 мужей женщины прообразовали Пятикнижие Моисея, которое было не спасительно. Этим Господь Иисус Христос показал, что Ветхий Завет был вне Евангельской благодати, и только Господь - Истинный Муж, ибо все человеческие души обручаются в жизнь Вечную и уневестивляются Спасителю. При восхождении на небо истинно верные в соединении со Христом прообразуют брак. В Священном Писании говорится, что семья, брак - это домашняя церковь. Так и душа со Христом - это уже Церковь небесная, торжествующая.
Посмотрите, как Господь благоразумно приводил самарянку к вере! Он не сказал ей сразу: «Оставь ведро и слушай Меня, Я - Сын Божий», - а постепенно подводил ее к тому, что она сама задавала вопросы. С каждым вопросом она умудрялась, училась, восходила от ступени к ступени и возвышалась духовно. Буквально за какие-то часы разговора, пока апостолы ходили за хлебом, она стала истинной христианкой, равноапостольной, сама познала Бога и побежала в город, чтобы рассказать и привести других ко Христу. Господь начал с нуля, постепенно ее наставлял, и когда она по внушению Божию спросила: «Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей?» (Ин. 4;12), то Господь ответил: «Всяк пияй от воды сея вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждеся во веки» (Ин. 4; 13, 14). Видите, как Господь вразумлял, подтягивал ее к познанию, что Он - Сын Божий, и не Сам ей сказал об этом, а она додумалась, постигла эту истину.
А как мы поступаем, когда хотим привести кого-нибудь к вере? Берем сразу за грудки, волоком тянем: «Кайся, негодяй, ты же пьяница, разбойник, а ну иди в церковь!» Кто же так делает?! Диалог Господа Иисуса Христа с самарянкой - вот для нас пример, образец христианской проповеди о спасении, чтобы приводить людей к Богу и покаянию. А если б Он ей сказал, как апостолам: «А ну-ка, иди за Мной!» И что вы думаете, пошла бы она за Ним? Нет, она бы набрала воду, сказав: «Как ты смеешь со мной так разговаривать, иудей какой-то! Мы не общаемся с вами», - и вернулась бы домой, а Он бы остался сидеть у колодца. Не правда ли?
И еще обратите внимание, братья и сестры, что самарянка пришла к колодцу в полдень, потому что она была, как мы ее назовем, многомужняя, и ей стыдно было показаться на людях. Дело в том, что летом в Палестине страшная жара, и днем на востоке никто ничего не делает, все спят и отдыхают, все скрываются от жары, а ночью выходят на работу. А она с прочими ночью не ходила, потому что стыдилась, и пришла за водой днем. Этот день прообразовал наступающий день Христов, Новозаветную веру, пестуном которой был Ветхий Завет. Так и самарянка через это разделение стала христианкой, исповедницей Новозаветной религии.
Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения. В этой беседе с самарянкой Господь заменил Ветхозаветный Закон, данный Моисею на Синайской горе, на Новый Закон, который чаяли века и тысячелетия все люди во главе с богоизбранным израильским народом. А искупление Крестными Страданиями Христовыми и омытие Его Кровью людских грехов было актом амнистии рода человеческого. И Господь Иисус Христос Своим пришествием сменил этот источник другим, жизненно необходимым. Если колодец патриарха Иакова был в земле, то новозаветный колодец - сверху нас, с неба изливается вода, текущая в живот Вечный, та благодать, которую нужно добывать верой и стяжать в своем сердце. Вот какое чудо даровал нам Господь: после этой временной жизни - жизнь на небе! Аминь.

____________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОФИЛЬМ О СПАСИТЕЛЕ И САМАРЯНКЕ




_____________________________________________________________________________________

18-го мая день памяти святой великомученицы Ирины

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе-Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки апостола Тимофея , ученика святого апостола Павла , и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан отвеил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Хриcта. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполнении змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: "Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с Неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седели и изгнал его из города. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес всё в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое крещение от апостола Тимофея . После этого святая Ирина посетила и другие города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
http://days.pravoslavie.ru/


___________________________________________________________________________________

19-го мая день памяти святого праведного Иова Многострадального

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму ; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела.
Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Когда Ангелы Божий вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил раведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпений, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.
Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь повелел друзьям Нова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов". Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.
Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.
"Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25 - 27).
"Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла".
Святой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

http://days.pravoslavie.ru/


_________________________________________________________________________

22-го мая день памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

18-го травня 2014-го року, неділя про самарянку
Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата ИаковаЖитие.. Апостол Иаков Зеведеев.Икона. Апостол Иаков ЗеведеевМолитвыХрам св. ап. Иакова Заведеева (Казанской иконы Божией Матери) в Казенной слободе "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).
Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.
Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.
Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.
Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.
Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

http://days.pravoslavie.ru/


____________________________________________________________________________________

 

Hosting Ukraine

 

@ 2011 Прес-центр Богородської єпархії